Грюневальд Матис

ГРЮНЕВАЛЬД (Grünewald) Матис (Матиас) [около 1475/1480, Вюрцбург (?) - 30 или 31.8.1528, Галле], немецкий живописец, рисовальщик, инженер-гидравлик, архитектор. Грюневальд - прозвище, появившееся в 17 веке в сочинении «Немецкая академия» И. фон Зандрарта; в документах своего времени упоминается как Нитхарт, Нейтхардт, Нейтхарт (Nithart, Neithardt, Neithart), Готхарт, Готхардт (Gothart, Gothardt) и др. Большинство произведений Грюневальда были выполнены для города Ашаффенбург, где, по-видимому, находилась его мастерская. Первое свидетельство о деятельности Грюневальда относится к 1504 году. Около 1510 находился на службе у архиепископа Майнцского У. фон Геммингена, владельца Ашаффенбургского замка, создавал живописные алтари, вёл строительные работы, сооружал фонтаны и колодцы. В 1511-12 по заказу франкфуртского монастыря доминиканцев исполнил в технике гризайля неподвижные боковые створки для «алтаря Геллера» А. Дюрера с изображениями святых Лаврентия и Кириака (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), святой Елизаветы и святой Люции (?) (Кунстхалле, Карлсруэ). В 1516-25 - на службе у нового архиепископа Майнцского, затем кардинала, Альбрехта Бранденбургского, работал над алтарями для церквей Ашаффенбурга, собора в Майнце, монастыря в Галле. Вероятно, в 1520 в свите Альбрехта Бранденбургского присутствовал в Ахене на коронации Карла V, где встречался с Дюрером, подарившим ему свои гравюры. В 1525 Грюневальд уехал во Франкфурт, где, по косвенным данным, присоединился к восставшим в Крестьянской войне 1524-26. Впоследствии Грюневальд, оставив живопись, занялся изготовлением целебного мыла и продажей красок.

Реклама

Грюневальд (Grünewald) МатисГрюневальд - один из наиболее ярких и оригинальных представителей Северного Возрождения в Германии. В его ранних работах («Осмеяние Христа», 1503, Старая Пинакотека, Мюнхен) ощущается влияние Х. Хольбейна Старшего. Иконография «Распятий» Грюневальда («Распятие», 1505-08, Публичное художественное собрание, Базель; «Малое Распятие», около 1510-1512, Национальная галерея, Вашингтон) и некоторых других работ связана со средневековым мистицизмом, особенно с «Небесными откровениями» святой Биргитты, где подробно описаны её видения Страстей Христовых. Духу экстатических видений соответствуют субъективная трактовка религиозног сюжета, необычайная экспрессивность форм и фантастический колорит, имеющий истоки в средневековой миниатюре и витражах. Самое значительное произведение Грюневальда - «Изенгеймский алтарь» (1512-15, Музей Унтерлинден, Кольмар) - сложное сооружение с тремя парами створок (соответствующими будничному виду, воскресному и праздничному раскрытиям) и пределлой. В закрытом, будничном виде центральную часть занимает огромное «Распятие» - картина смерти Христа, полная драматизма и точно соответствующая натуралистическому описанию Биргитты; на боковых створках - святой Себастьян (предположительно с автопортретными чертами) и святой Антоний, в пределле - «Положение во гроб». На воскресном раскрытии алтаря трагическая напряжённость уступает место радостному пантеистическому мировосприятию в композициях «Благовещение», «Рождество Христово» и «Воскресение». Здесь в полной мере проявились способности Грюневальда как величайшего колориста: контрастные сочетания цветов соседствуют с тоновыми градациями, яркие и насыщенные цветовые аккорды - с почти акварельной нюансировкой. В праздничном раскрытии Грюневальду принадлежат боковые створки с композициями «Посещение святым Антонием святого Павла Пустынника» и «Искушение святого Антония», фланкирующие центральную скульптурную часть алтаря. В поздних работах на тему Страстей Христовых («Таубербишофсхеймский алтарь», 1523-24, Кунстхалле, Карлсруэ, и др.) Грюневальд достигает предельной лаконичности и эмоциональной напряжённости. Произведения конца 1510-х - 1520-х годов («Штуппахская мадонна», 1517-19, Приходская церковь, Штуппах; «Встреча святых Эразма и Маврикия», конец 1510-х - 1-я половина 1520-х годов, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются монументальностью форм и ясностью композиционного построения, что свидетельствует о воздействии искусства итальянского Возрождения. Немногочисленные сохранившиеся рисунки Грюневальда (самостоятельные и подготовительные) характеризуются живописным подходом, мягкостью линий и светотеневой моделировки. Грюневальд не имел последователей, его творчество остаётся изолированным явлением в европейском искусстве. Биография Грюневальда и его творчество вдохновили П. Хиндемита на создание симфонии «Художник Матис» (1934) и одноимённой оперы (1938).

Грюневальд (Grünewald) Матис

М. Грюневальд. «Воскресение» из «Изенгеймского алтаря» (воскресное раскрытие). 1512-15. Музей Унтерлинден (Кольмар).

Лит.: Schmid Н. А. Die Gemälde und Zeichnungen von М. Grünewald. Strasburg, 1907-1911. Bd 1-2; Zulch W. К. Der historische Grünewald. Мünch., 1938; Behling L. Die Handzeichnungen des М. Gothart Nithart genannt Grünewald. Weimar, 1955; Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972; Немилов А. Н. Грюневальд. М., 1972; М. Grünewald. Der Isenheimer Altar / Hrsg. Е. Ruhmer. Мünch.; Z., 1979; Decker В. Dürer und Grünewald, der Frankfurter Heller-Altar: Rahmenbedingungen der Altarmalerei. Fr./М., 1996.

Н. А. Истомина.