«Гуань-цзы»

«ГУАНЬ-ЦЗЫ», древнекитайский философский трактат (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4-3 века до нашей эры, и состоящий из восьми тематических разделов в 24 «свитках» (цзюань) и 86 главах (пянь; 10 из них утрачены). Первоначально сложился в середине 3 века до нашей эры в академии Цзися (царство Ци), окончательно сформирован Лю Сяном около 26 года до нашей эры и впервые напечатан в 13 веке. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, Гуань-цзы, умер 645 до нашей эры), главного министра царства Ци, прославившегося своими социально-политическими и экономическими реформами и выдвинувшего концепцию управления страной на основе законов (фа), которым должен следовать и сам государь («закон - отец и мать народа» вместо традиционной формулы «правитель - отец и мать народа»). Эта концепция явилась толчком для развития легизма. «Гуань-цзы» можно считать первым в ряду энциклопедических («эклектических» - цза цзя) произведений, в которых представлен широкий спектр философских, социально-политических, экономических, исторических, естественнонаучных и других знаний, почерпнутых из учений различных школ.

Реклама

В целом трактат ориентирован на экономическую проблематику и отражает ранние формы синтеза конфуцианства, даосизма и легизма с включением отдельных положений этики мо цзя, эпистемологии и протологики мин цзя и школы Сунь Цяня - Инь Вэня, теории управления цзунхэн-цзя (школы дипломатов) и натурфилософии иньян цзя. Выражением этого синтеза является тезис о производности законов, построенных на «страхе вины/наказания» (вэй цзуй), от этико-ритуальных норм (ли - благопристойности) и их конечной зависимости от дао, «главенствующего [во всей] тьме вещей». Закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила, призванная обогащать народ, а не казну; идеальный правитель больше ценит дао и законы, нежели своё государство. В человеческом теле роль государя играет сердце, внутри которого находится руководящий им психический центр - «сердце сердца» (синь чжи синь). Принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею государственного контроля над экономической жизнью и представление о законосообразном характере общественного бытия. «Гуань-цзы» - ценный источник по истории китайской протологической и военной мысли, педагогики, календарной астрономии, математики, гидрологии и географии.

Лит.: Го Можо, Вэнь Идо, Сюй Вэйюй. Гуань-цзы цзи цзяо. Пекин, 1956. Т. 1-2; Штейн В. М. Гуань-цзы. Исследование и перевод. М., 1959; Kuan-tzu / Transi, and study by W. А. Rickett. Hong Kong, 1965. Vol. 1; Guanzi / Transi, and study by W. А. Rickett. Princeton, 1998. Vol. 2.

А. И. Кобзев.