Гуди Джек Джон Ренкин

ГУДИ (Goody) Джек Джон Ренкин (родился 27.7.1919, Сент-Олбанс), английский антрополог, член Британской академии (1976). С 1938 года учился на факультете английской литературы в Сент-Джонс-колледже Кембриджского университета и в Баллиол-колледже в Оксфорде. Во время 2-й мировой войны (с 1939) воевал в Северной Африке, в 1940-43 - в плену в лагерях для военнопленных на Ближнем Востоке и в Италии. В 1946-50 годах продолжил учёбу в Кембридже на факультете археологии и антропологии. Ученик М. Фортеса. В 1954-63 и 1973-84 преподавал социальную антропологию в Сент-Джонс-колледже, с 1960 его научный сотрудник. В 1964-72 профессор университета Ганы (город Легон), директор Центра африканских исследований (1966-73). С 1985 года почётный профессор социальной антропологии. В 1950-52, 1956-57 и 1964-66 проводил полевые исследования в Гане. Автор трудов о социальной, политической организации, верованиях и культуре народов Ганы, включая классическую монографию о дагари (дагаба, лодагаба), о федерации Нгбанья (смотри в статье Гонжа); теоретических работ, в том числе по проблемам традиционных семейно-родственной (однолинейный и двойной счёт родства, организация домохозяйства, семейная экономика) и социально-политической организации (становление традиционной монархии, способы передачи верховной власти, проблема феодализма вне средневековой Европы); сравнительных исследований систем питания, отношений родства и брака в Европе. Несмотря на то, что Гуди учился у представителей структурализма и функционализма и многие годы с ними сотрудничал, его работы выдержаны преимущественно в историко-эволюционистском ключе. Наибольшую известность получили труды Гуди о роли письменности и других способов коммуникации в социокультурной истории обществ: он понимает способы коммуникации как механизм производства и воспроизводства идей, прослеживает воздействие графических форм отражения речи на формирование сознания и развитие когнитивных процессов. Письменность и порождаемые ею способы организации данных (списки, таблицы и т.д.) рассматриваются им в связи с процессом возникновения логики, приводящим к многообразным изменениям в обществе, от образа жизни до социальной и политической организации. В 1990-е годы Гуди изучал также неязыковые средства коммуникации, в частности символические аспекты повседневного межличностного общения. В работах конца 20 - начала 21 века, посвящённых антропологическому анализу культур Запада и Востока и истории их взаимодействия, Гуди настаивает на неверности представлений об исключительном динамизме западной цивилизации и «застойном» характере культур Востока.

Реклама

Соч.: Death, property and the ancestors. А study of the mortuary customs of the LoDagaba of West Africa. L., 1962; Comparative studies of kinship. L., 1969; Technology, tradition and the state in Africa. L., 1971; The domestication of savage mind. Camb., 1977; The development of the family and marriage in Europe. Camb., 1983; The logic of writing and the organization of society. Camb., 1986; The interface between the written and the oral. Camb., 1987; The East in the West. Camb., 1996; Representationsand contradictions: ambivalence towards images, theatre, fiction, relics and sexuality. L., 1997; The power of the written tradition. Wash., 2000; Capitalism and modernity. L., 2004; Islam in Europe. L., 2004.

Д. М. Бондаренко.