Гуманистическая педагогика

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА, направление в теории и практике воспитания, возникшее в конце 1950-х - начале 1960-х годов в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологическая ориентация гуманистической педагогики близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма» (смотри Прагматистская педагогика). В центре внимания гуманистической педагогики - уникальная целостная личность, стремящаяся к самоактуализации, открытая для восприятия нового опыта, поиска новых знаний. В отличие от традиционной педагогики, целью которой является формализованная передача воспитаннику знаний и социальных норм, не являющихся предметом их собственного осознанного выбора, гуманистическая педагогика направлена на раскрытие личностного потенциала, создание условий для осознания учащимися своих потребностей и интересов. Гуманистическая  педагогика отвергает характерную для традиционного образования ориентацию на выполнение социального заказа, которая выражается в тенденциозном отборе содержания образования и формируемых установок. Гуманистическая  педагогика предполагает привлечение любых форм учебной работы - от спонтанных и гибких (например, открытое обучение) до жёстко организованных (например, программированное обучение). Организационно-методические рекомендации гуманистической педагогики разрабатываются, в частности, в концепции «слитного обучения» в начальной школе (Дж. Браун, США, и др.), цель которого - слияние эмоциональных и познавательных аспектов обучения, а также в концепции «недирективного обучения» (К. Роджерс), ставящего своей задачей помочь учащимся в осознании своего места в мире. Идеи гуманистической педагогики получили международную известность; они оказывают влияние на отбор содержания образования и построение учебных курсов в начальной, средней и высшей школе многих стран (главным образом США), находят отражение в некоторых международных педагогических программах (например, «Воспитание в духе мира»). С середины 1960-х годов в США действует Национальный консорциум по гуманизации воспитания - организация, объединяющая педагогов - сторонников гуманистической педагогики.

Реклама

Лит.: Patterson С.Н. Humanistic education. Englewood Cliffs, 1973; Articles on humanistic education / Ed. Т. Greening. S. F., 1986; Rogers С. R. Freedom to learn for the 80’s. 3rd ed. N. Y.; Toronto, 1994; Human relations development: а manual for educators. 6th ed. Boston, 2005.

М. В. Кларин.

Связанные статьи