Гумилёв Лев Николаевич

Гумилёв Лев НиколаевичГУМИЛЁВ Лев Николаевич (18.9(1.10).1912, Санкт-Петербург - 15.6.1992, там же], российский учёный, историк, этнолог, географ, философ. Сын Н. С. Гумилёва и А. А. Ахматовой. В 1934 году поступил в ЛГУ, в 1935 исключён и арестован «за связь с преступной группой Н. Н. Пунина».

В том же году освобождён по просьбе Ахматовой, обращённой к И. В. Сталину. В 1937 восстановлен в университете, в 1938 вновь арестован, осуждён «за создание контрреволюционной террористической организации», приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), отправлен на Беломорско-Балтийский канал; в 1939 срок сокращён до 5 лет ИТЛ, наказание отбывал в Норильском лагере. В 1943 остался работать на Норильском никелевом комбинате техником-геологом. В 1944 добровольцем ушёл на фронт, в составе 1-го Белорусского фронта дошёл до Берлина. В 1946 экстерном окончил исторический факультет ЛГУ, поступил в аспирантуру Института востоковедения Академии Наук СССР, в 1947 исключён в связи с начавшейся травлей Ахматовой после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» от 14.8.1946.

Реклама

В 1948 защитил кандидатскую диссертацию по истории Тюркского каганата. В ноябре 1949 Гумилёв вновь арестован по обвинению в шпионаже, осуждён на 10 лет. Отбывал срок в различных лагерях. В 1956 освобождён и реабилитирован из-за отсутствия состава преступления. Затем работал лаборантом в научной библиотеке Эрмитажа, участвовал в археологических экспедициях (1959-1963). В 1961 защитил написанную в лагере докторскую диссертацию «Древние тюрки. История Средней Азии на грани древности и Средневековья (VI-VIII века)». В 1963-86 годах научный сотрудник в НИИ географии при ЛГУ. Одновременно на географическом факультете ЛГУ читал теоретический курс этнологии. В 1974 защитил 2-ю докторскую диссертацию «Этногенез и биосфера Земли».

Научные интересы Гумилёва лежали на стыке истории, географии и социальных наук. Ему были близки идеи евразийства Г. В. Вернадского, П. Н. Савицкого, Н. С. Трубецкого, концепция биосферы В. И. Вернадского, а также идеи теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского и общей теории систем Л. фон Берталанфи. Гумилёв - автор теории этногенеза, где этнос рассматривается как сложная система, представляющая собой комплекс взаимоотношений этноса и биосферы Земли, проходящая в своём развитии ряд стадий. Одним из ключевых моментов в ней является гипотеза пассионарных толчков, вызываемых редкими и кратковременными космическими воздействиями, которые приводят к генетическим микромутациям, к повышенной абсорбции людьми биохимической энергии живого вещества из внешней среды. Пассионарность (как характеристика поведения) выражается, по Гумилёву, в избытке у людей этой энергии и проявляется в их способности к сверхнапряжению и повышенной тяге к деятельности вопреки инстинкту личного и видового самосохранения. Под воздействием пассионарных личностей происходят захват и освоение новых территорий, выработка новых стереотипов поведения, что в итоге приводит к образованию этносов. Как историк Гумилёв исследовал кочевые народы Евразии. Великое переселение народов Гумилёв объяснял изменениями климатических условий. Считал, что навечно закреплённых за каким-либо народом территорий не существует, так как каждый этнос проживает определённый исторический срок. На основе своей теории этногенеза и данных физической географии предложил оригинальную реконструкцию русской истории, изложенную в книге «Древняя Русь и Великая степь» (1989; Государственная премия СССР, 1990) и др. В частности, взаимоотношения Древней Руси и степных народов (в том числе входивших в состав Золотой Орды) рассматривал как сложный симбиоз, основанный на комплементарности евразийских этносов.

Русскую историю делил на 2 этапа: первый - Киевская Русь, созданная  восточнославянским суперэтносом, второй - Московско-Петербургская Россия, образованная великорусским этносом, интегрировавшим угрофинский и тюрко-монгольский этнические элементы. Взгляды Гумилёва, выходившие далеко за рамки традиционных научных представлений, вызывают споры и острые дискуссии среди историков, этнологов и др. У широкого круга читателей сочинения Гумилёва пользуются популярностью благодаря живому, образному, афористичному языку, парадоксальному подходу автора к анализу истории человеческого общества, его большой эрудиции. Книги Гумилёва начали издаваться в 1960-е годы («Хунну», 1960; «Открытие Хазарии», 1966; «Древние тюрки», 1967), многократно переиздавались.

Автор стихов и поэм на исторические темы.

Соч.: Старобурятская живопись: Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана. М., 1975; Биография научной теории, или Автонекролог // Знамя. 1988. №4; Этногенез и биосфера Земли. СПб., 2001; От Руси до России: Очерки по этнической истории. М., 2002; Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 2002; Чтобы свеча не погасла: Сб. эссе, интервью, стихотворений, переводов. М., 2002; Поиски вымышленного царства: (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»), М., 2002; Хунну. Хунны в Китае. М., 2003; Дар слов мне был обещан от природы: [Стихи. Драмы. Переводы. Проза]. СПб., 2004.

Лит.: Иванов К. П. Взгляды на этнографию, или Есть ли в советской науке два учения об этносе // Известия Всесоюзного географического общества. 1985. Т. 117. Вып. 3; Чемерисская М. И. Л. И. Гумилев и его научное наследие // Восток. 1993. №3; Лавров С. Б. Триумф после смерти // Санкт-Петербургский университет. 1997. №16; он же. Л. Гумилев. Судьба и идеи. М., 2003; Аманжолова Д. А. Гумилев Л. Н. // Историки России. Биографии. М., 2001; Л. Н. Гумилев: Библиографический указатель / Сост. А. Г. Каримуллин. Казань, 1990.

О. Г. Новикова, И. С. Шишкин.