Гунсунь Лун

Гунсунь ЛунГУНСУНЬ ЛУН, Гунсунь Лун-цзы, Цзы-бин (середина 4 века до нашей эры, царство Чжао, ныне провинция Шаньси - середина 3 века до нашей эры), китайский философ, ведущий представитель школы имён (мин цзя) и традиции бянь (эристики, «диалектики», «софистики»). Из сочинений Гунсунь Луна сохранилось несколько текстов в форме диалогов и серии дефиниций, составляющих 5 из 6 глав трактата «Гунсунь Лун-цзы» (русский перевод глав 2,3, 4 в книге «Древнекитайская философия», том 2, 1973, страницы 59-65). В «Чжуанцзы» (глава 33) и «Ле-цзы» (глава 4) Гунсунь Луну приписывается ряд афоризмов, часть которых подобна апориям Зенона Элейского: «В стремительном [полёте] стрелы есть момент отсутствия и движения, и остановки»; «Если от палки [длиной] в один чи ежедневно отнимать половину, это не завершится и через 10 000 поколений». Гунсунь Лун одним из первых в Китае попытался построить семантичную теорию, соединяющую логику и грамматику и призванную «правильным [употреблением] имён (мин) и реалий (ши) преобразить Поднебесную» (глава 1). Будучи пацифистом и сторонником «объединяющей любви» (цзянь ай), Гунсунь Лун рассчитывал путём обсуждения и доказательного убеждения предотвращать военные конфликты.

Реклама

Мир, по Гунсунь Луну, состоит из отдельных вещей, которым присущи независимые разнородные качества, воспринимаемые различными органами чувств и синтезируемые духом (шэнь). То, что делает вещь таковой, есть её существование в качестве конкретной реалии, которая должна быть однозначно наименована. Провозглашённый ещё Конфуцием идеал «правильного [употребления] имён» (чжэн мин), то есть однозначного соответствия имён и реалий, обусловил появление знаменитого тезиса Гунсунь Луна: «Белая лошадь не есть лошадь», выражающего различие имён «белая лошадь» и «лошадь». Гунсунь Лун рассматривал знаки так же натуралистически, как и представляемые ими объекты, что отражает его истолкование парадокса Хуй Ши «У петуха три ноги», указывающее на две физические ноги и слово «нога».

Проблему референции Гунсунь Лун решал с помощью наиболее оригинальной в его системе категории чжи («палец», номинативное указание), смысл которой раскрывался им в парадоксальных характеристиках: мир как множество вещей подлежит чжи, поскольку любая вещь доступна номинативному указанию, но этого нельзя сказать о мире как едином целом (Поднебесной); определяя вещи, чжи в то же время определяются ими, ибо не существуют без них и т. д. Исследование трактата Гунсунь Луна с помощью современного логического аппарата выявляет важнейшие особенности познавательной методологии древнекитайской философии.

Лит.: Кои Pao-koh I. Deux sophistes chinois: Houei Che et Kong-souen Long. Р., 1953; Kandel J. Die Lehren des Kung-sun Lung. Würzburg, 1971.

А. И. Кобзев.