Гуны

ГУНЫ (санскрит «гуна», буквально - качество, нить), в древнеиндийской мысли три субстанции-силы (сатгва, раджас и тамас), определяющие состав и направление эволюции материально-психической основы мира - пракрити. Учение о гунах получило особое развитие в санкхье: пракрити состоит из трёх гун (подобно канату, сплетённому из трёх отдельных верёвок) - саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся источником положительных эмоций (радости, светлого и т. п.), раджаса, стимулирующего элемента (в том числе приводящего в движение) и порождающего страдание, тамаса - пассивного, отрицательного начала, источника апатии, безразличия, тьмы, косности, аморфности и т. п. Гуны невоспринимаемы, об их существовании можно судить только по их следствиям - объектам тварного мира, отражающим преобладающий тип гун и, следовательно, вызывающим или радость, или отрицательные эмоции, или индифферентность. Три гуны могут находиться как в состоянии конфликта, противоборства друг с другом, так и в состоянии равновесия, обеспечивающего гармонию.

Гуны пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, который бывает двух типов. Первый из них - сварупа-паринама - предполагает автономные изменения в пределах каждой из трёх гун, не затрагивающие две другие гуны; на этой стадии гуны не взаимодействуют и не сочетаются, существуют как однородная масса, внутри которой нет ни объектов, ни качеств. Это состояние равновесия характерно для распадающегося мира или мира до творения. Второй тип изменения гун - вирупа-паринама - предполагает преобладание одной из гун над двумя другими и, таким образом, превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной.

Смотри также Пракрити.

В. Н. Топоров.