Гусеничный ход
ГУСЕНИЧНЫЙ ХОД, движитель самоходных машин, допускающий их повышенную проходимость в условиях бездорожья. Гусеничный ход машин обеспечивается с помощью гусениц - шарнирно-соединённых звеньев (траков), замкнутых и составляющих сплошную ленту, огибающую при движении колёса. Гусеничный ход основан на непрерывном подкладывании гусениц под колёса машины, таким образом создаётся бесконечный путь, на котором сопротивление движению колеса значительно меньше, чем на рыхлом или неоднородном грунте. Этому способствует конструкция трака, который на внутренней поверхности имеет впадины или выступы, взаимодействующие с ведущими колёсами машины. Внешняя поверхность траков часто снабжена выступами (шпорами), которые обеспечивают их сцепление с грунтом. Гусеницы изготовляются металлическими (реже резино-металлическими или резиновыми); для повышения износостойкости их звенья, а также соединительные элементы изготовляют из специальной высокомарганцовистой стали и подвергают термической обработке.
Большая поверхность прилегания гусениц к почве позволяет снизить давление на грунт до 30-50 кН/м2 (меньше давления ноги человека), что предохраняет машину от глубокого погружения в грунт, обеспечивает скорость 50-80 км/ч.
Гусеничный ход имеют большинство тракторов, горные комбайны, торфоуборочные и дорожные машины, экскаваторы и др., а также многие военные машины (танки, тягачи, самоходные артиллерийские установки), которым приходится передвигаться по мягким грунтам, глубокому снегу, болотам, пескам и др.