Гужон Жан

ГУЖОН (Goujon) Жан [около 1510, близ Руана (?) - около 1568, Болонья (?)], французский скульптор и архитектор. Сведений о его жизни сохранилось немного; предполагают, что в молодости он побывал в Риме и обучался у С. Серлио. Ранние работы Гужона (коринфские полихромные колонны, поддерживающие орган церкви Сен-Маклу, и Капелла Сен-Ромен в Руане, около 1541) уже обнаруживают хорошее знакомство с античной архитектурой, трактатами Витрувия (Гужон создал иллюстрации и комментарии к его первому французскому изданию - 1547) и Серлио; однако они остаются единственными достоверными архитектурными произведениями Гужона. С 1544 мастер работал в Париже, где создал скульптурный декор амвона церкви Сен-Жермен - л’Оксерруа (мраморные барельефы «Оплакивание Христа» и изображения 4 евангелистов; 1544-45, ныне-Лувр, Париж).

Расцвет творчества Гужона приходится на годы правления короля Генриха II. Самое прославленное из созданий Гужона - «Фонтан невинных» («Фонтан нимф») - было частью грандиозного ансамбля декоративных работ по случаю въезда короля в Париж в 1549 году. Принципиально новый, антикизирующий характер оформления торжеств, своего рода мифологический апофеоз королевской власти нашёл выражение в архитектуре (использующей мотив римской триумфальной арки) и скульптурном украшении фонтана: помимо рельефов стилобата и аттика, изображающих Тритона, Нереиду и др., Гужон вписал в узкое вертикальное поле между пилястрами (с каждой стороны аркады) одиночные фигуры нимф (смотри иллюстрация в статье Барельеф), которые и дали фонтану его второе название (в начале 19 века оригиналы из камня заменены копиями и перенесены в Лувр). Композиционное разнообразие достигается за счёт неповторяющегося линейного узора, его сложной ритмики; декоративный эффект текучей, «дематериализованной» фактуры камня, уподобленной струящемуся потоку прозрачной воды, стал одной из величайших находок европейской пластики.

Реклама

Гужон (Goujon) Жан

«Фонтан невинных» («Фонтан нимф») в Париже. Архитекторы П. Леско (?) и Ж. Гужон (?). Скульпторы Ж. Гужон (ныне - копии его барельефов) и О. Пажу (фигуры трёх нимф, добавлены в 1787). Около 1549 (перестроен в 1787).

В 1547-62 годах Гужон работал в Лувре в сотрудничестве с архитектором П. Леско, возглавлял работы скульптурной мастерской, где исполнил (по сложной аллегорической программе, при участии помощников) декоративные рельефы фасада, выходящего в Квадратный двор. Гужону принадлежит также «Трибуна кариатид» (1550-51) в Зале кариатид Лувра, очевидно, навеянная «Портиком кариатид» Эрехтейона в афинском Акрополе. Последней работой, которую связывают с именем Гужона, были изображения 12 месяцев для парижской Ратуши. Выполненные между 1549 и 1559, эти барельефы из дерева погибли во время пожара Ратуши в 1871 и известны по сохранившимся муляжам.

Гужон (Goujon) ЖанКонец жизни Гужона прошёл в изгнании в Болонье: будучи протестантом, он в 1562 году покинул родину из-за религиозных преследований.

Гужон - крупнейший скульптор зрелого французского Ренессанса. Все скульптурные работы Гужона возникли в тесной связи с архитектурой; в противоположность «живописному» рельефу итальянского Возрождения гужоновские рельефы подчёркивают плоскость фона во имя гармоничной координации скульптурного декора и архитектуры. Антикизированию Гужона трудно отыскать какие-либо параллели в современной ему европейской скульптуре: заимствованные Гужоном из арсенала позднеэллинистического или маньеристического искусства мотивы приобретают у него звучание подлинников древнегреческой классики. Ближе всего к его творчеству, предвосхищающему французский классицизм 17 века, стоит поэзия французской «Плеяды».

Лит.: Colombier Р. de. J. Goujon. Р., 1949; Кулаков В. А. О творчестве Ж. Гужона и некоторых проблемах французского Ренессанса // Советское искусствознание 80. М., 1981. Вып. 2; он же. О поэтике Ж. Гужона // Искусство. 1984. № 4; Germain Pilon et les sculpteurs français de la Renaissance. Р., 1993.

В. А. Кулаков.