Гверчино

ГВЕРЧИНО (Guercino; настоящие имя и фамилия Джованни Франческо Барбьери, Barbieri) [2(?).2.1591, Ченто, близ Феррары - 22.12.1666, Болонья], итальянский живописец. Брат живописца Паоло Антонио Барбьери (1603-49). Учился у Б. Дженнари и др. в Ченто; в юности испытал влияние Л. Карраччи, также караваджизма и традиций северо-итальянской живописи. Работал в Ченто, Венеции, Риме (1621-23) и Болонье (с 1642). Для работ раннего периода (до середины 1620-х годов) характерны мощный темперамент, барочная экспрессия, динамичность, напряжённое противопоставление света и тени, увлечение эффектными ракурсами («Блудный сын», галерея Сабауда, Турин; «Вознесение Мадонны», 1623, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Святой Иероним с трубящим ангелом», ГМИИ; серия «Пророки», собор в Пьяченце). Наиболее полное выражение эти тенденции получили в грандиозной алтарной картине «Погребение святого Петрониллы» (1623, Капитолийские музеи, Рим). В самой известной работе Гверчино - плафоне «Аврора» в римском касино Виллы Лудовизи (1621-23) - ощутимы классицистические тенденции.

С 1642 года Гверчино возглавил болонскую «Академию вступивших на правильный путь» и стал одним из самых ярких мастеров болонской школы; его стиль резко изменился под влиянием работ Доменикино и Г. Рени и приобрёл более холодный, академический характер («Обручение святой Екатерины», 1650, галерея Эстенсе, Модена; «Мученичество святой Екатерины», 1653, Эрмитаж; «Авраам, изгоняющий Агарь и Измаила», 1657-58, галерея Брера, Милан). Гверчино - автор многочисленных рисунков, отмеченных большим мастерством и живописностью.

Гверчино. «Мученичество святой Екатерины». 1653. Эрмитаж (Санкт-Петербург).

Гверчино. «Мученичество святой Екатерины». 1653. Эрмитаж (Санкт-Петербург).

Лит.: Ottani А. Guercino. Mil., [1964]; Salerno L. I dipinti del Guercino. Roma, 1988; G.F. Barbieri, il Guercino. Disegni. (Cat.). Bologna, 1991; Guercino. Master painter of the Baroque. (Cat.). Wash., 1992.

И. С. Смирнова.