Гюббенет Адольф Яковлевич

Гюббенет Адольф ЯковлевичГЮББЕНЕТ Адольф Яковлевич, фон [31.8(12.9).1830, г. Лемзаль Рижского уезда Лифляндской губернии, ныне г. Лимбажи в Латвии - 6.4.1901, Париж], российский государственный деятель, действительный тайный советник (1895), почётный член Петербургской Академии Наук (1889). Дворянин. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1854).

С 1855 года на службе в Главном управлении Западной Сибири, с 1859 в Министерстве государственных имуществ, с 1865 года в Государственном контроле. Директор Департамента государственного казначейства Министерства финансов (1874-1880); в русско-турецкую войну 1877-78 заведовал полевыми казначействами на театрах военных действий в Турции, Малой Азии и Туркестане. Сенатор (1882). Статс-секретарь Его Императорского Величества (1883). Министр путей сообщения (1889-1892; товарищ министра в 1880-85). По распоряжениям Гюббенета начато коренное переустройство Мариинской водной системы (1889), образована Главная заводская инспекция Министерства путей сообщения (МПС; 1890), установлены льготные железнодорожные тарифы на перевозку зерна (1891), активно велось строительство портов в Новороссийске и Феодосии. По представлению Гюббенета в феврале 1891 года принято постановление Комитета министров о начале строительства Транссибирской магистрали [первым 19(31).5.1891 стал сооружаться участок от Владивостока до станции Графская (ныне станция Лазо)]. Гюббенет являлся сторонником системы исключительно казённого железнодорожного хозяйства, в период его управления МПС в казну выкуплены железные дороги, а также отдельные линии; Закавказская, Моршанско-Сызранская и Ряжско-Вяземская (все в 1889), Тамбово-Козловская (1890), Курско-Харьковско-Азовская и Либаво-Роменская (обе в 1891). Противоречия между Гюббенетом и министром финансов И. А. Вышнеградским (допускавшим привлечение частных железнодорожных обществ к строительству железных дорог) привели к созданию межведомственного совещания по железнодорожным вопросам (март 1891), которое поддержало позицию Вышнеградского; в январе 1892 года Гюббенет был отправлен в отставку.

Реклама

Член Государственного совета (1892). С 1898 года в бессрочном отпуске. Награждён орденом Святого Александра Невского (1890) и др.

Лит.: Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798-1898 годы). СПб., 1898; Кислинский Н. А. Наша железнодорожная политика по документам архива Комитета министров. СПб., 1902. Т. 4.

Д. Н. Шилов.