Гюллень-Сор

Гюллень-СорГЮЛЛЕНЬ-СОР (Hullin-Sor, настоящая фамилия Ришар, Richard) Фелицата (Фелисите) Виржиния (9.3.1805, Париж - около 1860, Москва), артистка балета, хореограф, педагог. Дочь танцовщика и хореографа Ж. Гюлленя, ученица отца и балетмейстер Ж. Ф. Кулона. Представительница французской школы классического танца. В 1812 году дебютировала в Королевской академии музыки и танца (Париж), в 1816 году вместе с семьёй переехала в Лондон, где вышла замуж за Ф. Сора. Выступала в пантомимных балетах. В 1823 приехала в Москву. До 1839 работала в Большом театре: сначала танцовщица и хореограф, позднее педагог. В 1825 для открытия нового здания Большого театра поставила дивертисмент в прологе «Торжество муз» (исполнила партию Терпсихоры). С именем Гюллень-Сор связано утверждение романтизма в русском балете. Она отказалась от копирования в Москве петербургских образцов, установив прямые контакты с западноевропейской балетной сценой. Перенесла из Парижа ряд спектаклей в хореографии: Ф. Альбера («Сандрильона» Ф. Сора, 1824), Ж. Омера («Поль и Виргиния» А. Даронда, 1832) - в обоих исполнила главные партии; Ф. Тальони («Сильфида» Ж. Шнейцхоффера, 1837) и др. Среди оригинальных постановок: «Забавы султана, или Продавец невольников» А. Е. Варламова (1834), «Хитрый мальчик и людоед» А. С. Гурьянова и Варламова (1837). В 1823 педагог и хореограф в крепостном театре графа Н. Б. Юсупова. Преподавала в Московском театральном училище; среди учениц - Т. С. Карпакова, Е. А. Санковская. В конце жизни преподавала в московском Екатерининском институте.

Лит.: Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. Л.; М., 1958; Бахрушин Ю. История русского балета. 3-е изд. М., 1977.

Н. Ю. Чернова.