Иаков
ИАКОВ [еврейский יעק(ו)ב - идущий следом; согласно библейскому тексту (Быт. 25:26), Иаков вышел из чрева матери вслед за своим братом-близнецом], третий библейский патриарх (после Авраама и Исаака). Младший сын Исаака и Ревекки; купил за чечевичную похлёбку, а затем хитростью отнял право первородства у своего брата-близнеца Исава. Иаков - отец 12 сыновей, прародителей колен Израилевых. О жизни Иакова повествуется в библейской Книге Бытия (гл. 25-49). По дороге в Харран, куда Иаков отправился по наказу родителей, чтобы взять себе жену, во сне увидел лестницу, по которой восходили и нисходили ангелы Божии и на вершине которой стоял Сам Господь. Жёнами Иакова были Лия и Рахиль, за которую он служил её отцу Лавану на протяжении 14 лет. Согласно библейскому повествованию, с Иаковом связана легенда о Богоборении, когда Иаков боролся с Богом (иногда говорится об Ангеле Господнем), чтобы Тот благословил его, за что получил прозвище Израиль (еврейский ישראל - борющийся с Богом), ставшее впоследствии именем всего еврейского народа.
Реклама
Иконография. Изображения Иакова присутствуют в росписях на темы Книги Бытия: самое раннее, в облике бородатого мужа в тунике и паллиуме, - в синагоге в г. Дура-Европос (245-256); также в катакомбах на Виа-Латина в Риме (около 320-350), в мозаиках церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме (432-440), где Иаков представлен безбородым; на рельефах романских (церковь в Везле, 1125-30) и готических (собор в Амьене, 13 век) церквей; в росписях баптистерия собора в Падуе (художник Джусто ди Менабуои, 1376-93), в рельефе «Райских врат» флорентийского баптистерия (скульптор Л. Гиберти, 1424-52) и др.
Иконы с Иаковом с 16 века входили в праотеческий ряд русских иконостасов; он изображался также в сцене «Лоно Авраамово» в составе композиции Страшного суда, в раю с Авраамом, Исааком и душами праведных (фреска Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в Успенском соборе во Владимире, 1408).
Среди сюжетов с участием Иакова - «Исаак благословляет Иакова» (фреска Верхней церкви Святого Франциска в Ассизи, Мастер Исаака, 1290-е годы; роспись майоликового блюда, 1560-65, Эрмитаж, Санкт-Петербург; картина Б. Э. Мурильо, около 1660, там же), «Встреча Иакова с Рахилью», популярный в 16-17 веках вследствие его пасторального характера (фрески Лоджий Рафаэля в Ватикане, 1517-19, картина Я. Пальмы Старшего, 1515-25, КГ, Дрезден); в 18-19 веках его трактовка приобрела сентиментальную окраску (Й. фон Фюрих, «Иаков, встречающий Рахиль со стадами её отца», 1836, Бельведер, Вена). Наибольшее распространение в европейском искусстве получил сюжет «Лествица Иакова» («Борьба Иакова с ангелом», «Сон Иакова»), встречающийся в миниатюрах «Слова Григория Назианзина» (879-882, Национальная библиотека, Париж), на фреске параклесиона церкви монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-джами, 1315-21), на русских иконах «Богоматерь "Неопалимая Купина"» и др. Композиционное построение со спящим Иаковом и диагонально расположенной лествицей с ангелами устойчиво сохранялась в Новое время (росписи Я. Тинторетто, Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко, Венеция, около 1575-1588, Э. Делакруа в церкви Сен-Сюльпис в Париже, 1849-61; картина П. Гогена «Видение после проповеди. Борьба Иакова с ангелом», 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Ряд картин и гравюр, посвящённых истории Иакова, создал в 20 веке М. Шагал.
Лит.: Kutna D. Der Patriarch Jakob in der bildenden Kunst // Ost und West. 1908. № 8.
С. В. Бабкина, И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).