Иаков Праведный
ИАКОВ ПРАВЕДНЫЙ (греческий Ιάκωβος о Δίκαιος) (1 век нашей эры), один из семидесяти апостолов, прозванный Праведным за святость и чистоту жизни, глава иерусалимской Церкви, первый епископ Иерусалимский (Церковная история, II, 1, 3-4). В раннехристианском предании именуется также «Иаков, брат Господний» (Гал. 1:19), поскольку был родственником Иосифа-обручника, наречённого отца Иисуса, и, видимо, одним из четырёх братьев Иисуса по плоти (Мк. 6:3). Существует несколько версий относительно их родства: Иаков Праведный был братом Иисуса - сыном Иосифа-обручника от первого брака - такой точки зрения придерживались Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Григорий Нисский и др.; был двоюродным братом Иисуса, сыном Марии - жены Алфея, сестры Богородицы (Мф. 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:15; Деян. 1:13) - так полагал Иероним Блаженный; действительно был братом Иисуса от брака Марии и Иосифа - предположение некоторых современных западных библеистов. Иакова Праведного пытались отождествлять не только с Иаковом Алфеевым, но и с Иаковом Малым, братом Иосии (Мк. 15:40), однако ныне многие исследователи полагают, что это разные люди (сравни: Деян. 1:13-14 и 1 Кор. 15:7).
Реклама
Вероятно, Иаков Праведный уверовал в Иисуса уже после Его смерти и воскресения (Мк. 3:18; Ин. 7:5). Имя Иакова Праведного несколько раз упоминается в посланиях апостола Павла (1 Кор. 15:7; Гал. 1:19) и в Деяниях апостолов, согласно которым именно он произнёс заключительную речь на Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. 15:13-21).
Иаков Праведный пользовался огромным авторитетом в ранней Церкви, в особенности в иудео-христианских общинах; апостол Павел называл его одним из «столпов» (Гал. 2:9). Согласно иудео-христианским апокрифическим текстам, Христос после воскресения первым явился именно ему; он тот, «ради которого небо и земля стали существовать» (Евангелие от Фомы, 12) и «епископ епископов», к которому с отчётом приходили 12 апостолов (Псевдо-Климентины, Recognitions 1.43-72). Евсевий Кесарийский упоминает о том, что Иаков Праведный непрестанно молился в Иерусалимском храме о прощении всего народа, а также вёл проповедь среди иудеев (Церковная история, II, 23, 4-10).
По свидетельству Иосифа Флавия и Евсевия Кесарийского, Иаков Праведный умер в начале 60-х годов нашей эры мученической смертью от рук книжников и фарисеев, действовавших по наущению первосвященника Анании II (Иудейские древности, 20.9.1; Церковная история, II, 1, 5; II, 23, 10-18).
Традиционно Иакову Праведному приписывается авторство канонического Соборного послания Иакова, апокрифического «Протоевангелия Иакова» и ряда других текстов; его имя носит одна из древних литургий.
Дни памяти в восточной Церкви совершаются 4(17) января, 23 октября (5 ноября), 28 декабря (10 января); в западной Церкви – 3 мая.
Лит.: Catchpole D.R. Paul, James and the Apostolic Decree // New Testament Studies. 1977. Vol. 23. № 4; Bruce F.F. James and the Church of Jerusalem // Bruce F. F. Men and movements in the primitive church. Exeter, 1979; Davids Р Н. The epistle of James: а commentary. Grand Rapids, 1982; Bernheim Р. А. James, Brother of Jesus. L., 1997.
А. Б. Сомов.