Ибн аль-Араби
ИБН АЛЬ-АРАБИ, Ибн Араби Абу Бакр Мухаммад ибн Али Мухиддин (7.8.1165, Мурсия, Андалусия, ныне Испания - 16.11.1240, Дамаск), арабо-мусульманский философ, мистик и поэт; известен как «Величайший шейх» (аш-Шейх аль-Акбар) суфизма.
Образование получил в Севилье - крупнейшем центре мусульманской культуры в Испании. Став суфием в 1184, путешествовал по городам Андалусии и Северной Африки в поисках наставников, около 1201 совершил паломничество в Мекку, посетил Египет и Малую Азию. С 1223 жил в Дамаске. Среди огромного литературного наследия Ибн аль-Араби (более 800 сочинений) выделяются «Мекканские откровения» - духовный дневник последних трёх десятилетий его жизни, своеобразная эзотерическая «энциклопедия суфизма». Особенно популярная среди суфиев книга «Геммы мудрости» была переведена на многие языки мусульманского мира, к ней было составлено свыше 150 комментариев.
Центральная концепция Ибн аль-Араби - учение о «единстве бытия» (или о «Едином - Бытии», вахдат аль-вуджуд). Исламскую формулу единобожия «Нет божества, кроме Бога» Ибн аль-Араби заменил формулой «Нет сущего, кроме Бога». Множество вещей представляет собой различные проявления Бога, который есть Единое, или Бытие. Бог предстаёт у Ибн аль-Араби как единая живая красота, разлитая в бесчисленных формах мира и более всего воплощённая в женщине. Сотворение мира есть саморазвёртывание Бога, переход чистого Бытия в различно оформленные сущие. Мотивом же творения служит стремление Абсолюта к самопознанию, так что Вселенная есть то зеркало, в котором Бог созерцает Себя, и наиболее полно это самосозерцание осуществляется через человека. В каждом поколении существует «совершенный человек» (аль-Инсан аль-камиль), воплощающий в себе всё богатство физического и божественного миров и служащий мостом между Богом и тварями; это и есть достигший наивысшего совершенства суфий, ось, вокруг которой вращается весь космос. Бог проявляется в различных формах в зависимости от воспринимающего, подобно воде, которая принимает цвет посуды. Поэтому истинный суфий не ограничивает себя каким-либо одним вероисповеданием, но видит Бога в каждом из них.
Реклама
Кутб ад-Дин аш-Ширази (умер 1311) и Садр ад-Дин аш-Ширази (Мулла Садра, умер 1640 или 1641) соединили концепцию «единства бытия» Ибн аль-Араби с учением ас-Сухраварди об «озарении». Распространению доктрины Ибн аль-Араби в персоязычном мире способствовали такие видные суфийские поэты и мыслители, как Джалал ад-Дин Руми, Махмуд аш-Шабистари (умер 1320) и Абдуррахман Джами. Единомышленником и другом Ибн аль-Араби был арабский поэт Ибн аль-Фарид.
Соч.: Геммы мудрости // Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. М., 1993; Мекканские откровения. СПб., 1995; Наставления ищущему Бога // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.
Лит.: Landau R. The philosophy of Ibn Arabi. N. Y., 1959; Affifi А. Е. The Mystical philosophy of Muhyid Din-Ibnul Arabi. Camb., 1964; Corbin Н. L’imagination creatrice dans le soufisme d’Ibn Arabi. Р., 1969; Takeshita М. Ibn ‘Arabi’s theory of perfect man and its place in the history of Islamic Thought. Tokyo, 1987; Chittick W. The Self-Disclosure of God: principles of Ibn al-’Arabi’s Cosmology. Albany, 1998; Ризаэтдин ибн Фахруддин. Ибн Араби. Казань, 2004.
Т. Ибрагим.