Ибн Баджа
ИБН БАДЖА Абу Бакр Мухаммад [латинизированный Авемпас (Avempace) или Авенпаце (Avenpace)] (конец 11 века, Сарагоса - 1138 или 1139, Фес), арабо-мусульманский философ, врач, поэт, государственный деятель; основоположник перипатетической традиции (фальсафа) на Западе мусульманского мира (в Андалусии). Получил образование в Сарагосе, где стал визирем (1110-е годы). После 1118 года жил в Севилье и Гренаде, а затем в Фесе, где снова занял пост визиря. По преданию, умер, отравленный завистниками. Учениками Ибн Баджа были Ибн аль-Имам, издавший его сочинения, и Ибн Рушд. Из более чем ста сочинений Ибн Баджа сохранилось около половины, большинство из них - комментарии к естественнонаучным и логическим работам Аристотеля. Основные оригинальные сочинения: «Прощальное послание», «Трактат о соединении разума с человеком», «Жизнеустроение уединённого» и «Книга о душе». Согласно изложенной в них концепции, сущность человека, проходящего в своём индивидуальном развитии этапы растительного (в чреве матери), животного и собственно человеческого состояний, заключается в его разумности, а цель его - в соединении с «деятельным Разумом», который, будучи десятой ступенью эманации Первоначала (Бога), является источником форм всех вещей и упорядоченности в подлунном мире. Это соединение, составляющее истинное «счастье» человека, осуществляется в процессе восхождения по ступеням интеллигибельных, или «духовных», форм, то есть форм, всё в меньшей степени связанных с материей; Ибн Баджа противопоставляет его интуитивно-экстатическому «единению» с Богом, проповедуемому суфийскими мистиками. Человеческий разум, ставший в результате этого соединения из потенциального актуальным, в акте мышления тождественным со своим объектом, оказывается тем самым единым для всех людей (подобно тому, как свойство магнита едино для всех частей намагниченного железа) - идея монопсихизма, развитая впоследствии Ибн Рушдом.
Реклама
Вслед за аль-Фараби Ибн Баджа конструировал идеал «совершенного града», жители которого не нуждаются ни во врачах, ни в судьях. Однако философ, живущий в реальном несовершенном обществе, может обрести счастье лишь в «уединении», в качестве отшельника.
Соч.: Книга о душе // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961; Раса’иль фалсафиййа / А. Бадави. Бенгази, 1973; Раса’иль Ибн Баджжа аль-иляхиййа / М. Фахри. Бейрут, 1992.
Лит.: Zainaty G. La morale d’Avempace. Р., 1979; Аль-Аляви. Му’алляфат Ибн Баджжа. Бейрут, 1983.
Т. Ибрагим.