Ибсен Генрик
ИБСЕН (Ibsen) Генрик (Хенрик) (20.3.1828, Шиен, Норвегия - 23.5.1906, Кристиания), норвежский драматург, поэт. После разорения отца-коммерсанта покинул семью (1843), служил помощником аптекаря. Получив аттестат зрелости (1850), стал художественным руководителем первого в Норвегии национального театра в Бергене (1852-1857); возглавлял Норвежский театр в Кристиании (1857-62). Дебютировал как поэт (1849). Первое драматическое сочинение Ибсена - трагедия в стихах «Каталина» («Catilina», 1849, опубликована в 1850, поставлена в 1881) - вдохновлено творчеством Ф. Шиллера, анархическими идеями. В 1850-е годы Ибсен, воинствующий патриот, сочинял стихи, статьи на политические темы; в 1852 посетил Данию, Германию. Ранние романтичные пьесы Ибсена, написанные под влиянием К. Ф. Хеббеля, идеализируют скандинавскую старину, средневековую героику: костюмные исторические драмы «Богатырский курган» («Кæmpehajen», поставлена в 1850), «Пир в Сульхауге» («Gildet рà Solhaug», 1855, поставлена в 1856), «Борьба за престол» («Kongsem», 1863, поставлена в 1864). Водевиль в стихах в духе Э. Скриба «Комедия любви» («Кærlighedens komedie», 1862, поставлен в 1873) - сатира на мещанскую ограниченность. В 1864 году после разгрома Дании Пруссией Ибсен, разочаровавшись в движении панскандинавизма и в своём национальном идеале, выехал за границу (Рим, 1864-68, 1878-85; Дрезден, 1868-1875; Мюнхен, 1875-78, 1885-91); вернулся в Норвегию в 1891.
Реклама
Славу Ибсену принесли философско-поэтические драмы: «Бранд» («Brand», 1865, опубликована в 1866, поставлена в 1885), «Пер Гюнт» («Peer Gynt», 1867, поставлена в 1876, музыка Э. Грига), «Кесарь и Галилеянин» («Kejser og galilæer», 1871-73, поставлена в 1896). Мистериальная трагедия «Бранд», отразившая влияние С. Кьеркегора и предвосхищающая образ сверхчеловека у Ф. Ницше, рисует романтика-индивидуалиста, который, отрекаясь от «ложных ценностей» (семья, государство, религия), пытается достичь абсолютной цельности личности, обрести «неведомого Бога» в самом человеке. Антитеза Бранда - Пер Гюнт, воплощение компромисса, приспособления; этот полуфольклорный образ, восходящий к скандинавской мифологии, символизирует спящую народную душу; пробудить её призвана жертвенная Сольвейг, олицетворение вечной женственности. В драме «Кесарь и Галилеянин», которую Ибсен считал своей лучшей пьесой, на примере Юлиана Отступника обсуждается возможность синтеза язычества и христианства.
В психологических пьесах Ибсена о современном быте (в основном городского мещанства) заметно влияние натурализма, хотя их герои в той или иной степени привержены романтичным идеалам. Лицемерию буржуазной морали Ибсен противопоставляет героический, но не всегда реализуемый персонажами шанс «жизни не по лжи»; «пуританская» этика критикуется с позиции индивидуализма. Наиболее известны пьесы: «Кукольный дом» («Et dukkehjem», поставлена в 1879; на русской сцене под названием «Нора») - история «новой женщины», стремящейся самореализоваться, минуя искус стать «куклой», и одновременно помочь мужчине выполнить его миссию; «Привидения» («Gengangere», 1881, поставлена в 1882) - драма о запутанных отношениях между отцами и детьми; «Враг народа» («En folkefiende», 1882, поставлена в 1883; на русской сцене под названием «Доктор Штокман») - история одиночки, противостоящего лицемерию большинства; «Дикая утка» («Vildanden», 1884, поставлена в 1885) - о тщетности попыток разоблачить семейную ложь; «Гедда Габлер» («Hedda Habler», 1890, поставлена в 1891) - история сильной женщины, скрашивающей пошлость жизни мечтой о «красивой смерти».
Поздние драмы, сближающие Ибсена с символизмом, тяготеют к притче; в них центральное место занимает мотив неугасимости романтичного идеала - «Росмерсхольм» («Rosmersholm», 1886, поставлена в 1887), «Женщина с моря» («Fruen fra havet», 1888, поставлена в 1889), «Строитель Сольнес» («Bygmester Solness», 1892, поставлена в 1893), «Маленький Эйольф» («Lille Eyolf», 1894, поставлена в 1895), «Йун Габриэль Боркман» («John Gabriel Borkman», 1896, поставлена в 1897), «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» («När vi døde vägner», 1899, поставлена в 1900).
Ибсен - реформатор европейского и мирового театра, создатель модели социально-психологической драмы 20 века, «драмы-дискуссии» (Б. Шоу); его творческий опыт (в частности, разработанную им поэтику «подтекста», или «мелкого письма», - насыщения действия ремарками, деталями, жестами, выполняющими роль как косвенной характеристики, так и символа) использовали Г. Гауптман, А. Стриндберг, М. Метерлинк, Шоу, Ю. О’Нил и др. В России переводы и постановки пьес Ибсена появляются с 1880-х годов. Ибсен оказал сильное влияние на А. П. Чехова, а также на русских символистов (А. А. Блок, А. Белый, Д. С. Мережковский и др.). Сочинения Ибсена неоднократно экранизировались, в том числе В. Д. Шёстрёмом, К. Мидзогути, Р. В. Фасбиндером, С. Реем.
Соч.: Собр. соч.: В 4 т. М., 1956-1958; The Oxford Ibsen. Oxf., 1960-1977. Vol. 1-8; Samlede verker. 2 oppl. Oslo, 1963. Bd 1-3; Пер Гюнт. М., 2006; Кесарь и Галилеянин. Росмерсхольм. М., 2006.
Лит.: Хейберг Х. Г. Ибсен. М., 1975; McFar lane J. Ibsen and meaning. Norwich, 1989; Cambridge companion to Ibsen. Camb., 1994; Ibsen im europäischen Spannungfeld zwischen Naturalismus und Symbolismus. Fr./М., 1998; Heiland F. Melankoliens spill. Oslo, 2000; Templeton J. Ibsen’s women. Camb., 2001; Hemmer В. Ibsen: Kunstnerens vei. Bergen, 2003; Судья и строитель. Писатели России и Запада о Г. Ибсене. М., 2004; Зарубежная литература конца XIX - начала XX в. М., 2007. Т. 1-2; Internasjonale Ibsen-bibliographie. Oslo, 1998.
В. М. Толмачёв.