Идам

ИДАМ, йидам (тибетский yi-dam, yi-dam lha - обетное божество; соответствует санскритскому istadevatä - желанное божество), в буддизме ваджраяны, а также в тантрической практике - божество, выступающее объектом внутренего медитативного сосредоточения практикующего, созерцание которого направлено на полное самоотождествление созерцающего с созерцаемым идамом, на слияние и растворение в его природе. По своему значению идамы равноценны буддам, потому самоотождествление созерцающего с идамом является действенным способом достижения состояния пробуждённого сознания (бодхи). Идамы разделяются на мужские и женские, а также на «спокойные» (тибетский - zhiba, санскритский - çânta), «спокойно-гневные» (тибетский zhikhro), «гневные» (тибетский - khrobo, санскритский krodha), чем обусловлены также особенности их иконографии. Отличительной иконографической особенностью «гневных» идамов является корона (диадема) из 5 черепов, символизирующих 5 побеждаемых «ядов»- клешей (тибетский - gdug, nyon-mongs, санскритский - kleçа): неведение, ревность, страсть, зависть, гнев. В Тибете распространена практика персонализации идамов, выступающих покровителями отдельных школ, монастырей, мирян и лам.

Лит.: Dagyab L. Sh. Tibetan religious art. Wiesbaden, 1977. Pt. 1; Терентьев А. Определитель буддийских изображений. СПб., 2004; Туччи Дж. Религии Тибета. СПб., 2005.

Д. В. Вальков.