Идиллия

ИДИЛЛИЯ (греческий είδύλλιον - картинка), литературный жанр. Термин был впервые употреблён в 1 веке до нашей эры в схолиях к Феокриту. Латинизированную форму - «idyllia» (множественное число от «idyllium») использовал Плиний Младший в своих «Письмах» (IV, 14, 9), говоря о собственных стихотворных произведениях небольшого объёма.

Истоки идиллии - в буколике Феокрита, однако формированию жанрового канона способствовали эклоги подражавшего Феокриту Вергилия. Если у Феокрита описывались реальные острова Сицилия и Кос, а его грубоватые и смешные, хотя и слегка идеализированные, пастухи были похожи на сицилийских и косских рабов-козопасов, то Вергилий перенёс действие в идеализированную Аркадию. Пастушеская поэзия Вергилия оказала решающее влияние на развитие жанра западноевропейской пасторали вплоть до 18 века.

В 18 - начале 19 века происходит переосмысление жанра, решающую роль в котором сыграло творчество С. Геснера (сборник «Идиллии», 1756): образцом становится Феокрит, понятый как поэт «естественный», а не «грубый», каковым он считался до тех пор. Отныне с идиллией связывается изображение «естественного» человека в гармонии с природой и на фоне не условного, как прежде, но национально окрашенного пейзажа: «простонародные» идиллии И. П. Хебеля («Овсяный кисель», 1803, русский перевод В. А. Жуковского, 1818, и др.), произведения Ф. Мюллера, И. Г. Фосса, М. Устери, К. Ф. Броннера и др. В России к жанру идиллии обращались в 1-й половине 19 века В. И. Панаев, сборник которого «Идиллии» (1820) стал поводом для развернувшейся полемики о возможности создания идиллий на отечественном материале; Н. И. Гнедич, героизировавший образ современного ему русского крестьянина («Рыбаки», 1822); Ф. Н. Глинка, экспериментировавший в духе нравоучительной «простонародной» идиллии, а затем обратившийся к дохристианским временам («славянская идиллия» «Болезнь Милавы», 1823). Идиллии преимущественно «во вкусе древних», создавая стилизации античного жанра, писали А. А. Дельвиг, а также П. А. Катенин («Идиллия», 1835), предложившие вместе с тем и свои варианты «простонародной» идиллии: «Отставной солдат» (1829) Дельвига; «Дура» (1835; опубликована в 1911) Катенина.

Реклама

В начале 19 века жанр начинает трактоваться в расширительном смысле. В 1804 году Жан Поль определяет идиллию как «эпическое изображение полноты счастья в ограничении» при полном безразличии «сцены, на которой разыгрывается действие» (Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981. С. 263, 266). Идиллия рассматривается как разновидность современного эпоса, обратившегося к «ограниченным частным, домашним обстоятельствам в деревне и провинциальных городах» [Гегель о «Луизе» Фосса (1784) и «Германе и Доротее» И. В. Гёте (1797) // Гегель Г. В. Ф. Соч. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 288-289], а также как «известное настроение ума, способ чувствования» (Гумбольдт В. фон. Эстетические опыты. Первая часть. О «Германе и Доротее» Гёте // Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 244).

Интерес эпохи, в идеологическое поле которой вошла тема индивидуального человеческого бытия, совпал с интересами жанра, изначально обращённого к приватному существованию: идиллия предстала как поэзия счастливого быта, «оправдание телесной реальности счастьем её» (Л. В. Пумпянский). В этом новом, расширительном смысле идилличны большинство дружеских посланий начала 19 века («Евгению. Жизнь Званская» Г. Р. Державина, 1807; «Мои пенаты» К. Н. Батюшкова, 1811-1812), а также многочисленные поэтические «похвалы сельской жизни» (вплоть до пушкинской «Осени», 1833) и «призывания в деревню». Счастливый идиллический быт окружает семью Лариных в «Евгении Онегине» Пушкина (1823-30), героев повести Гоголя «Старосветские помещики» (1835), Обломова в одноимённом романе И. А. Гончарова (1859), семейство Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (1863-69).

Лит.: Троцкая М. Л. Идиллии Жан Поля // Изв. Академии Наук СССР. Отделение литературы и языка. 1935. №9; Tieghem Р. van. Les idylls de Gessner et le rêve pastoral // Tieghem Р. van. Le préromantisme: Études d’histoire littéraire européenne. Р., 1948. Vol. 2; Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Вацуро В. Э. Русская идиллия в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978; Вöschenstein-Schäfer R. Idylle. 2. Aufl. Stuttg., 1978; Песков А. Идиллия // Литературная учеба. 1985. №2; Deutsche Idyllentheorien im 18. Jahrhundert. Тüb., 1988; Бакалов А. С. Идиллия в русской и немецкой лирике середины XIX в. // Развитие жанров русской лирики конца XVIII-XIX вв. Куйбышев, 1990; Пумпянский Л. В. Гоголь // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. М., 2000.

Т. Г. Юрченко.