Идиографический метод
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от идио... и ...графия) (индивидуализирующий метод), комплекс мыслительных приёмов и средств, используемых в методологии социально-гуманитарного познания. Понятие ввели представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Идиографический метод рассматривался как логическая альтернатива номотетическому методу. С помощью номотетического («предписывающего законы») или генерализирующего («обобщающего») метода описываются общие, регулярные и повторяющиеся связи между явлениями. Он широко используется в естественных науках и в некоторых гуманитарных (психология, социология, экономика). Выдвинутый баденской школой идиографический метод предполагает рассматривать любой объект как нечто уникальное, неповторимое, а не как «экземпляр», «типичный случай, подтверждающий некое общее правило». По мнению Виндельбанда и Риккерта, идиографический метод столь же научен, как и номотетический метод; ему может быть дано строгое логическое обоснование. И тот, и другой равно пригодны для исследования любых явлений (как природных, так и относящихся к культуре). Но наибольшее распространение идиографический метод получил в исторических науках о культуре (образцом его применения считались исследования школы Л. фон Ранке, отказавшегося от гегелевского понимания истории, ставившего во главу угла «всеобщее»). Эти науки анализируют индивидуальные конфигурации событий прошлого, используя процедуру «отнесения к ценности», отличаемую от субъективной оценки. В современном гуманитарном знании принципы идиографического метода получили развитие в методологии различных дисциплин: биографический метод (история, психология, литературоведение), качественные методы (социология), изучение кросскультурных различий (этнография, культурология) и т.д.
Литературу смотри при статье Неокантианство.
Д. Г. Подвойский.