Игумен

ИГУМЕН (греческий - ηγούμενος, буквально - ведущий; вождь, вожатый, вожак; руководитель), сан в Русской православной церкви, в начале 21 века - отличие, которым награждаются иеромонахи.

Первоначально (в 1-4 веках) - наименование начальствующего лица, в частности председателя какого-либо собрания (игумен церковного собора), губернатора провинции (эквивалент латинскому praeses provinciae), епископа. С 4-5 века этот термин применялся в Восточной Римской империи и в Византии для обозначения начальствующего над христианской монашеской общиной (в западных монастырях такой руководитель назывался аббатом). Игумен являлся духовным, административным и экономическим руководителем монастыря. Он принимал послушников, совершал хиротесии чтецов и иподиаконов в своём монастыре, налагал дисциплинарные взыскания, руководил повседневной деятельностью монахов, был духовным отцом (принимал исповедь у монахов). Помощниками игумена по управлению монастырём были эконом, экклесиарх и другие должностные лица. Как правило, игумен избирался из числа монахов данного монастыря. Процедура выборов определялась уставом монастыря. Избранный кандидат утверждался (начиная с 6 века) епископом или патриархом. Иногда игумен перед смертью назначал своего преемника; в ктиторских монастырях игумен назначался ктитором. В течение длительного времени игуменом мог стать монах, не имеющий священного сана; позднее игумены начинают избираться только из иеромонахов. Теоретически власть игумена внутри монастыря была неограниченной, а его должность - пожизненной. В действительности он должен был считаться с мнением группы наиболее авторитетных монахов («духовного собора», «избранных братий») и мог быть смещён за неправомерные действия как самими монахами, так и епископом.

Реклама

В Древней Руси должность игумена появилась вместе с началом монашеской жизни в 11 веке. В средние века игумены русских монастырей (в отличие от греческих) обладали правом участия в архиерейских соборах. В 18-19 веках постепенно утрачивается связь сана игумена с настоятельством в монастыре.

Лит.: Проволович А. И. Сборник законов о монашествующем духовенстве. 2-е изд. Сергиев Посад, 1902; Rezäс I. De monachismo secundum recentiorem legislationem Russicam. Roma, 1952; Frazee Ch. А. Late Roman and Byzantine legislation on the monastic life from the fourth to the eighth centuries // Church History. 1982. Vol. 51. Р. 263-279; Patrich J. Sabas, leader of Palestinian monasticism. Wash., 1995.Р. 32-33, 169-174.

А. Г. Бондач.