Иисус Навин
ИИСУС НАВИН (еврейский בן־נון ירץשע), предводитель израильских племён в период завоевания ими Ханаана (2-я половина 2-го тысячелетия до нашей эры).
Сын Навина из колена Ефремова, помощник Моисея в годы странствия народа Израиля в пустыне после Исхода из Египта, затем его преемник (Числ. 27:18-23). Поздняя иудейская традиция называет Иисуса Навина ещё и пророком. Изначальным именем Иисуса Навина было Осия, но Моисей изменил его на имя Иисус (Числ. 13:17). По указанию Моисея, Иисус Навин встал во главе воинов в битве против амаликитян (Исх. 17:9-13), сопровождал Моисея на гору Синай (Исх. 32:15-18), помогал ему в Скинии (Исх. 33:11). Иисус Навин был в числе соглядатаев, посланных Моисеем для разведки в земле Ханаана (Числ. 13-14), из которых только он и Халев, сын Иефонниин из колена Иудина, поверили, что Господь приведёт Израиль к победе над народами, населявшими Ханаан. Поэтому из всего поколения Исхода только они смогли перейти Иордан и войти в Землю обетованную (Числ. 14:30). Иисус Навин стал вождём израильтян во время перехода через Иордан, военной кампании в Ханаане и последующего разделения Земли обетованной между коленами Израилевыми (Втор. 3:28; Нав. 1:1-4). Умер в возрасте 110 лет и был погребён в пределе собственного удела в Фамнаф-Сараи на Ефремовой горе, к северу от горы Гааша (Нав. 24:29-30).
Реклама
О завоевании Ханаана и разделе земель рассказывает ветхозаветная Книга Иисуса Навина, входящая в цикл Книг Второзаконнической истории [в иудейском каноне - в разделе Небиим Ришоним (Ранние Пророки), в христианском каноне - в разделе Исторические Книги]. Книга Иисуса Навина повествует о переходе через Иордан, взятии Иерихона и заключении союза с городом Гаваон (главы 1-9); описывает завоевание различных частей Северной и Южной Палестины (главы 10-12), раздел земель между коленами Израилевыми и установку границ территорий (13-21:42); заканчивается описанием последних дней жизни Иисуса Навина (21:43-24:30). Хотя книга и основана на ранних преданиях (возможно, восходящих к 13- 12 векам до нашей эры), она была составлена в период, когда израильские племена уже затронуло смешение с другими этническими группами Ханаана, по этой причине акцент на бескомпромиссном отношении к идолопоклонству в ней наиболее силён. В книге подчёркивается, что завоевание Ханаана, подобно Исходу, было делом Божиим. Главными условиями победы становится верность Господу и Закону (Нав. 1:7), а заселение земли представлено как «брани Господни», где победу приносит не столько воинская доблесть, сколько помощь Божия.
Многие из современных исследователей полагают, что завоевание и заселение Ханаана израильскими племенами было более сложным и длительным процессом, чем это показано в Книге Иисуса Навина.
Иконография. Наиболее раннее изображение Иисуса Навина сохранилось в росписях синагоги в Дура-Европос (245-256). В римских катакомбах встречается изображение Иисуса Навина с гроздью винограда (символом Евхаристии) как одного из соглядатаев, вернувшихся из земли Ханаана. Иисуса Навина представляли юным воином (мозаики церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440), бородатым патриархом (каролингская «Библия Сан-Паоло-фуориле-Мура», около 870), юношей в короне (витраж капеллы Сент-Шапель в Париже, 13 век). Уникальный цикл деяний Иисуса Навина запечатлён в византийском иллюминированном «Свитке Иисуса Навина» (середина 10 века, Библиотека Ватикана), предположительно скопированном с более ранней александрийской рукописи. Истории Иисуса Навина посвящено одно из клейм «Райских врат» флорентийского баптистерия (Л. Гиберти, 1424-52), её эпизоды представлены на фресках в Кампосанто в Пизе (Б. Гоццоли, 1468-84). Изображения Иисуса Навина присутствуют в циклах истории архангела Михаила («Слово Григория Назианзина», 879-882, Национальная библиотека, Париж; византийские бронзовые врата в церкви Архангела Михаила в Монте-Сант-Анджело, Италия, 1076; фрески Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля, 16-17 века). Как самостоятельный сюжет существовала композиция «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (икона 13 века из Успенского собора Московского Кремля); с 16 века эту композицию помещали на русских воинских знамёнах. Иисус Навин на них показан в воинских доспехах, в облике зрелого мужа, снимающего обувь по повелению ангела.
Лит.: Keck А. S. Observations on the iconography of Joshua // The Art Bulletin. 1950. Vol. 32. №4; Mendenhall G. Е. The Hebrew conquest of Palestine // Biblical Archaeologist. 1962. Vol. 25. №1; Albright W. F. The biblical period from Abraham to Ezra. N. Y., 1965; Nelson R. D. Josiah in the Book of Joshua // Journal of Biblical literature. 1981. Vol. 100. №4; Frick F. S. The formation of the state in ancient Israel. Sheffield, 1985.
А. Б. Сомов; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).