Икoна

ИКОНА (греческий - είκών), в христианстве священный образ - Бога по Его воплощении, Богоматери, ангелов, святых; является частью Священного Предания, неотъемлемой частью богослужения, объектом молитвенного поклонения первообразу.

Икoна Иконы существовали с первых веков христианства; богословское обоснование иконопочитания обрело вид законченной системы в 8-9 веках в связи с иконоборчеством. Преподобный Иоанн Дамаскин в «Трёх защитительных Словах против порицающих святые иконы или изображения» разработал теорию образов, в том числе священных изображений, выделив, в частности, изображения по аналогии (Священное Писание создаёт образы и очертания невидимых и бестелесных предметов, которые мы не в состоянии созерцать без «соответствующих нам красок или фигур», эти образы «прикровенно показывают нам божественные отражения» - например, изображение Троицы посредством солнца, света и луча, ангелов - в телесном виде, как они являлись «достойным людям»); предызобразительные изображения, которые «начертывают будущее» (ветхозаветные прообразы, например купина и роса вместо изображения Богоматери); изображения, установленные «для воспоминания о прошедшем» (образы «бывших прежде добродетельных мужей» - святых). Назначение изображений - возведение ума к созерцанию духовного, для получения частичного знания о непознаваемых предметах, для избежания пороков и пребывания в добродетели в подражание святым. Почитание, оказываемое иконе, переходит на её первообраз, однако и сама икона содержит Божественную благодать, данную ради имени изображённых на ней. Эти принципы легли в основу постановлений 7-го Вселенского собора (787). По мнению отцов собора, возможность создавать образы (иконы) предопределена тем, что Христос, Богоматерь и святые существовали в телесном облике. Изображение Бога Отца, незримого и неописуемого, как и попытки передачи Божественного естества Христа, не допускались.

Реклама

Икoна Положения собора развили преподобный Феодор Студит и святой Никифор Константинопольский. Преподобный Феодор подчёркивал, что Логос неописуем, неизобразим и непостижим, но на иконе человеческого образа Спасителя Логос присутствует в восприятии созерцающего икону. В идеале все иконы Христа должны быть одинаковы; в реальности они отличаются друг от друга, так как они - суть труда людей с разными способностями и навыками. Эти «отклонения» святой Никифор считал естественными и допустимыми.

После победы над иконоборчеством и восстановления иконопочитания, когда основные черты священных образов стали широко известны, акцент переместился с особенного на общее, святые лики типизировались, возник иконописный канон. Связь с античностью в византийской иконе не прерывалась, но объёмность форм стала мягкой, сглаженной. Источник света, как и падающие от людей и предметов тени, исчез, объём передавался более условно (смотри Иконопись). Широкое применение в иконе нашёл золотой фон, создающий особую пространственную среду. Возникла обратная (эмпирическая) перспектива, которая распластывала предметы на плоскости, позволяя при этом видеть большее количество деталей, чем возможно в натуре (четыре стороны параллелепипеда, пять глав пятиглавого храма при фронтальной проекции). Пейзаж свёлся к условной растительности и к горкам, на византийской иконе иногда ещё сохраняющим округлые очертания, но чаще трактуемым как кристаллические структуры, с площадками-лещадками, «кремешками» и «пяточками». Архитектура восходит к фантастическим античным декорациям наподобие фресок Геркуланума и Помпей, действие никогда не изображается в интерьере, который обозначается катапетасмами на втором плане. Размеры и соотношение целого и деталей нередко диктуются иерархическими соображениями, в одной композиции могут сочетаться разновременные события.

Икoна

«Ангел Златые власы». Конец 12 века. Русский музей (Санкт-Петербург).

Икoна На Руси живопись как таковая до принятия христианства не существовала. Русь восприняла уже установившийся церковный образ, сформулированное учение и зрелую технику иконописания, однако в церковном искусстве Руси, в котором преломилась духовная жизнь русского народа, уже в 11-12 веках вырабатывается собственный художественный язык, самобытность проявилась в разнообразии художественного письма. На всём протяжении Средневековья и раннего Нового времени в контексте иконографической системы происходила стилистическая эволюция. В конце 17 - начале 18 века иконы начали писать маслом на холсте, с использованием светотеневой моделировки и прямой (ренессансной) перспективы.

Источн.: Деяния Вселенских соборов. 5-е изд. СПб., 1996. Т. 1-4.

Лит.: Кондаков Н. П. Русская икона. Прага, 1928-1933. Т. 1-4; Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М., 1980; Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К., 1991; Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995; Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль; М., 1997; Лурье В. М. История византийской философии: Формативный период. СПб., 2006; Олсуфьев Ю. А. Икона в музейном фонде. М., 2006.

И. Л. Бусева-Давыдова.