Ил-2

Ил-2ИЛ-2, советский самолёт-штурмовик, самый массовый самолёт Великой Отечественной войны. Идея создания высокозащищённого самолёта с корпусом из броневой стали возникла у начальника 1-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности С. В. Ильюшина в 1937, он изложил её в служебной записке И. В. Сталину в январе 1938 вместе с просьбой освободить его от обязанностей начальника главка (просьба была удовлетворена). Разработан в 1938 КБ под руководством Ильюшина при Московском авиационном заводе № 39 имени В. Р. Менжинского. Первый полёт двухместный штурмовик (первоначально именовался БШ-2, заводское обозначение ЦКБ-55) совершил 2.10.1939 (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки). В 1940 по итогам испытаний на самолёте (в январе 1941 получил обозначение Ил-2) установили более мощный двигатель АМ-38 и по решению Ильюшина (для улучшения лётных характеристик) сделали его одноместным. Серийное производство Ил-2 началось в январе 1941 года (до завершения государственных испытаний). В начале 1942 из-за больших потерь самолётов данного типа был разработан и начал производиться двухместный вариант Ил-2. Эта модификация (самая массовая) имела максимальную взлётную массу около 6300 кг, мощность двигателя 1750 л. с. (1290 кВт), максимальную скорость у земли свыше 400 км/ч, дальность полёта 800 км, броневую защиту толщиной 4-12 мм (использовался сорт броневой стали, разработанный под руководством С. Т. Кишкина и Н. М. Склярова, позволявший выполнять детали с поверхностью двойной кривизны). Вооружение: 2 пулемёта калибром 7,62-мм и 2 пушки (первоначально 20-мм, затем 23-мм) в крыле; турельный 12,7-мм пулемёт (в качестве оборонительного вооружения); 400-600 кг авиабомб; реактивные снаряды РС-82 (8 штук) или PC-132 (4 штук). С 1943 небольшой серией выпускалась противотанковая модификация с двумя 37-мм пушками, а единичные экземпляры - с 45-мм пушками. В морской авиации применялась модификация Ил-2Т (торпедоносец) с наружной подвеской торпед. Ил-2 являлся основной ударной силой советских ВВС на поле боя и использовался для непосредственной поддержки сухопутных войск, ударов по тактическим и оперативным резервам противника, реже для атак аэродромов, железнодорожных узлов и др. Всего за годы войны было выпущено свыше 36 тысяч самолётов.

Реклама

Лит.: Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР. 1938-1950 годы 3-е изд. М., 1994; Перов В. И., Растренин О. В. Штурмовики Красной Армии. М., 2001. Т. 1; Драбкин А. Я дрался на Ил-2. М., 2005.

А. Ю. Ермолов.