Ильинский Игорь Владимирович

Ильинский Игорь ВладимировичИЛЬИНСКИЙ Игорь Владимирович [11(24).7.1901, Москва - 13.1.1987, там же], российский актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1974). С 1917 в студии Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО) под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1918 в московском Театре имени В. Ф. Комиссаржевской: Старик («Лисистрата» Аристофана), Гейльман («Лулу» Ф. Ведекинда) и др. Затем выступал в кабаре «Летучая мышь», МХАТе, 1-м государственном театре для детей и других театрах Москвы. С 1920 работал под руководством В. Э. Мейерхольда в Театре РСФСР 1-м, Театре Актёра, Театре ГИТИС; в 1923-35 (с перерывами) в Государственном театре имени Мейерхольда, где, используя приёмы народного балагана, создал обобщённый тип обывателя - Присыпкин («Клоп» В. В. Маяковского). Пробуя свои силы в различных жанрах, наибольших успехов добивался в комедийных и сатирических ролях: Соглашатель - «Мистерия-буфф» Маяковского, Брюно - «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, Расплюев - «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, Счастливцев - «Лес» А. Н. Островского, Фамусов - «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Роли в других театрах: Тихон («Гроза» Островского, Московский драматический театр), Грумио («Укрощение строптивой» У. Шекспира, 1-я студия МХТ), Пралинский («Скверный анекдот» по Ф. М. Достоевскому, московский Театр имени В. Ф. Комиссаржевской). С 1938 (с перерывом в 1968-1970) в Малом театре. В искусстве Ильинскиого психологическая глубина, высокая культура сценической речи и мастерство перевоплощения соединялись с гротесковыми, иногда эксцентрическими приёмами, мягкий лиризм и задушевность - с подлинным драматизмом: Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Чеснок («В степях Украины» А. Е. Корнейчука; Государственная премия СССР, 1942), Загорецкий («Горе от ума» Грибоедова), Шибаев («Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского; Государственная премия СССР, 1951), Аким («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Фома Опискин («Село Степанчиково и его обитатели» по Достоевскому), Лев Николаевич Толстой («Возвращение на круги своя» И. Друцэ). Сыграл многих ролей в пьесах Островского: Шмага («Без вины виноватые»), Мурзавецкий («Волки и овцы»), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты»), Юсов («Доходное место») и др. Среди режиссёрских работ: «Ярмарка тщеславия» по У. Теккерею (1958, инсценировка Ильинского), «Ревизор» Гоголя (1966, Ильинский в роли Городничего), «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1982, Ильинский в роли Фирса), «Человек, который смеётся» по В. Гюго (1986, с В. Я. Мартенсом). Выступал на эстраде и на радио с чтением прозы, стихов, басен. В кино с 1924 (сыщик Кравцов - «Аэлита»). Блестяще владея искусством пантомимы и мимики, наделённый острой наблюдательностью и непосредственностью, Ильинский вошёл в число крупнейших комиков мирового экрана: «Папиросница от "Моссельпрома"», «Закройщик из Торжка», «Процесс о трёх миллионах», «Праздник святого Йоргена», «Мисс Менд», «Поцелуй Мэри Микфорд», «Волга-Волга» (Государственная премия СССР, 1941), «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада» и др. Виртуозное мастерство перевоплощения продемонстрировал, сыграв все роли в телевизионном фильме «Эти разные, разные, разные лица» по рассказам Чехова. Ленинская премия (1980). Творчеству Ильинского посвящён фильм «Встречи с Игорем Ильинским» (1966). Награждён 3 орденами Ленина.

Реклама

Соч.: Со зрителем наедине. М., 1964; Сам о себе. 4-е изд. М., 1984.

Лит.: Марков П. А. И. Ильинский // Театральные портреты. М.; Л., 1939; Хайченко Г. А. И. Ильинский. М., 1962; Комики мирового экрана. М., 1966; Владимирова 3. И. Ильинский. М., 1967; И. Ильинский. М., 1982; Еремеева Т. А. И. Ильинскому - артисту и человеку... М., 2001.