Имажизм

ИМАЖИЗМ (английский imagism, от французского imagiste, от латинского imago - образ, вид), школа в английской и американской поэзии 1910-х годов. Термин «имажист» появился в 1912: его употребил (по-французски) живший в Лондоне (1908-20) американский поэт Э. Паунд для описания неоклассицистических взглядов английского поэта и эстетика Т. Э. Хьюма, который под влиянием С. Малларме отрицал романтичную поэзию и романтичную культуру в целом за её «необузданную» эмоциональность, размытость образа, стилистические «погрешности». Паунд развил теорию имажизма в манифесте «Несколько "нельзя" [имажиста]» («А few don’ts», 1913), книги эссе «Паваны и дивизии» («Pavannes and divisions», 1918). Лирику своих единомышленников (английских писателей - Р. Олдиттона, Ф. С. Флинта, Ф. М. Форда, американских писателей - Э. Лоуэлл, Х. Дулитл, Дж. Г. Флетчера и др.), наряду с собственными переводами-стилизациями с древнекитайского языка, стихами Дж. Джойса, У. К. Уильямса, Паунд включил в антологию «Имажисты» («Des imagistes», 1914). Составленные Лоуэлл сборники «Некоторые поэты-имажисты» («Some imagist poets», 1915, 1916, 1917) отразили кризис школы, которая подверглась критике со стороны и самого Паунда, и авангардистов (У. Льюис). Характерные особенности поэтики имажизма: эмоциональная сдержанность лирики, предметная конкретность образа, лаконизм в сочетании с глубоким подтекстом, создаваемым цитатами и реминисценциями, порождающими ассоциативный ряд, использование древних и экзотических поэтических форм (вилланель, хайку и др.). В России аналогичные с имажизмом взгляды развивал акмеизм.

Изд.: Антология имажизма. М., 2001.

Лит.: Kenner Н. The Pound era. L., 1975; Gage J. Т. In the arresting eye: The rhetoric of imagism. Baton Rouge, 1981; Homage to imagism / Ed. W. Pratt, R. Richardson. N. Y., 1992; The imagist poem: modem poetry in miniature / Ed. W. Pratt. 2nd ed. N. Y., 2001.

В. М. Толмачёв.