Импорт

ИМПОРТ (английский - import, от латинского importo - вносить, ввозить), ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на таможенную территорию страны из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Импорт противоположен по направлению экспорту - вывозу продукции за рубеж. Импорт включает товары и услуги, приобретаемые для отечественных организаций, находящихся за границей; реимпорт - обратный ввоз товаров, не подвергшихся за границей переработке, в связи с отказом покупателя. Обратный ввоз товаров, происходящий в установленные сроки, производится без взимания таможенных пошлин. В объём импорта страны формально входит стоимость товаров для реэкспорта, когда ранее импортированные товары вывозятся за рубеж без переработки внутри страны.

Стоимость мирового импорта сырья и полуфабрикатов (рудных и нерудных ископаемых, чёрных и цветных металлов, древесины, пластмасс, химикатов, строительных материалов и т.п.) вдвое меньше, чем машин и оборудования. В каждую страну ввозятся те виды сырья, которые в ней отсутствуют или представлены бедными либо труднодоступными месторождениями. Импорт полуфабрикатов также отчасти связан с природно-сырьевыми условиями, но зависит также от развитости собственной перерабатывающей промышленности, её конкурентоспособности.

Реклама

Импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья вызван необходимостью ввоза из-за рубежа тех его видов, которые невозможно произвести в стране вследствие специфики природно-климатических условий. Ввоз одежды и обуви, прочих потребительских товаров, включая медикаменты, связан с тем, что отечественная промышленность не производит данные виды продукции в достаточном количестве или требуемого ассортимента и качества.

В Российской Федерации все внешнеторговые операции с другими странами отражаются в счёте текущих операций платёжного баланса, формируемого на основе статистического отчёта Федеральной таможенной службы. Таможенная статистика основывается на данных грузовых таможенных деклараций, заполняемых участниками внешнеторговой деятельности. Данные по Республике Белоруссия, имеющей единую таможенную территорию с Российской Федерацией с 1995, учитываются отдельно. В соответствии с методологическими положениями платёжного баланса Банком России производятся досчёты по оценке стоимости товаров, ввезённых физическими лицами по собственной инициативе и за свой счёт в пределах установленных пошлинных льгот. В статистической отчётности этот поток товаров называется нерегистрируемым или челночным импортом. Данные по импорту услуг включают оказание российским организациям услуг транспорта, связи и страхования, выполнение иностранными фирмами на территории Российской Федерации строительно-монтажных, научно-исследовательских и других работ, приобретение за рубежом патентов, лицензий, а также и другие виды внешней торговли.

В Российской Федерации услуги составляют примерно четверть всего импорта, а в среднем по всему миру - пятую часть. Российская структура импорта услуг также отличается от среднемировой: в 2003 году деловые и личные поездки за рубеж составляли 47% (в отличие от 29%), транспорт и связь - 13% (25%), строительство - 9% (2%), страховые и финансовые услуги - 4% (8%), информационные и лицензионные - 4% (10%) импорта всех услуг.

По данным Банка России, в 2006 импорт услуг составил 45,3 миллиардов долларов, увеличившись на 14,8% по сравнению с 2005. Около трети его прироста получено за счёт наращивания деловых, профессиональных и технических услуг, 27,2% - за счёт повышения объёма транспортных услуг, 13,8% - в результате увеличения импорта услуг по статье «поездки». Услуги, предоставленные резидентам во время пребывания за рубежом, оцениваются в 18,8 миллиардов долларов. Их доля в совокупной величине импорта оставалась самой высокой - 41,5%, несмотря на то, что стоимость увеличивалась более медленными, чем в 2005, темпами (на 4,5% в 2006 по сравнению с 14,4% в 2005). Динамичный рост инженерных услуг (в 1,5 раза), консультационных услуг в области управления (в 1,4 раза), а также услуг в области сельского хозяйства, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности способствовал увеличению стоимости деловых, профессиональных и технических услуг с 39,4 до 45,3 миллиардов долларов. Это, в свою очередь, проявилось в увеличении их доли в общем объёме импорта с 14,8 до 17,8%. Удельный вес транспортных услуг составил 14,8%. Рост их стоимости на 30,9% (до 6,7 миллиардов долларов) был связан с увеличением грузовых и пассажирских перевозок. Импорт остальных услуг в среднем увеличился на 15,3%.

Преобладающую часть всего импорта составляет продукция промышленности и сельского хозяйства. Товарная структура ввоза в Российской Федерации также отличается от средней по всему миру (таблица 1).

Импорт

Большую часть современной мировой торговли составляют машины и оборудование, приобретаемые не только развивающимися, но и развитыми странами. В этом направлении постепенно изменяется и структура российского импорта (в 2005 машины, оборудование и транспортные средства составили 44%). Возрастание роли кооперационного и научно-технического сотрудничества вызывает рост ввоза узлов и деталей для переработки в стране и последующей реализации не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. (По данным Совета Федерации, в 2004 более тысячи предприятий участвовали в выполнении гособоронзаказа, из них 460 предприятий Украины.) По этой же причине увеличивается импорт готовых изделий, произведённых из вывезенных ранее отечественных комплектующих (например, Ил-76 собирается в Ташкенте).

В российском импорте низка доля ввоза топливно-энергетических ресурсов и высока доля продовольствия, одежды и обуви. Половина стоимости последней группы товаров поставляется посредством челночной торговли. В середине 1990-х годов четверть челночного ввоза приходилась на страны СНГ, главным образом на Украину, большие объёмы неорганизованного импорта поступали также из других стран: Турции, Италии, Китая, Сирии, Таиланда, Польши, Литвы. «Неофициальная» природа челночного бизнеса создаёт сложности для его количественной оценки. Согласно данным Госкомстата России, в 1995 году «челноки» импортировали товаров на сумму более 10 миллиардов долларов (20% всего российского импорта). В 1996 доля незарегистрированного импорта была определена экспертами Банка России как 40% совокупного объёма импорта.

С 1990 по 2003 объём импорта Российской Федерации снизился на 60%, в основном за счёт уменьшения ввоза из бывших республик СССР, а также - из стран Восточной Европы (таблица 2), однако в 2003-06 объём импорта вырос более чем в 3 раза. Переориентация внешнеторговых связей на мировой рынок сопровождалась повышением качества и в ряде случаев понижением цен на ввозимую продукцию.

Импорт

В 1992 году цены на товары взаимной торговли между бывшими республиками СССР в долларовом исчислении были в несколько раз ниже, чем при торговле с другими странами. В последующие годы цены в межреспубликанской торговле росли и к середине 1990-х годов в среднем почти приблизились к мировому уровню. Сырьё и полуфабрикаты из стран СНГ конкурентоспособны на российском рынке за счёт низких цен, готовая продукция, включая машины и оборудование, сравнима по ценам с товарами из других стран, но уступает им по качественным характеристикам и технологическому уровню.

С точки зрения национального производства импорт сырья оказывает стимулирующее влияние на развитие обрабатывающей промышленности, либо предоставляя отсутствующие в стране природные ресурсы, либо удешевляя существующие, но разрабатываемые с высокими издержками или реализуемые по монопольным ценам. Импорт готовой продукции, наоборот, может препятствовать развитию собственного производства, создавая конкуренцию на внутреннем рынке.

Для защиты отечественной экономики в мировой торговой практике применяются меры внешнеторговой политики. В случае проникновения на внутренний рынок товаров с помощью демпинга используются соответствующие меры регулирования импорта.

Лит.: Международные экономические отношения / Под редакцией И. П. Фаминского. М., 2001; Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика. СПб., 2003; Международные экономические отношения / Под редакцией А. И. Евдокимова. М., 2004.

С. С. Емельянов.