Индексы цен

ИНДЕКСЫ ЦЕН, статистические показатели, применяемые для измерения динамики цен по группам товаров и услуг. Индексы цен могут рассчитываться тремя методами: по формулам Пааше, Ласпейреса и Фишера.

Индекс Пааше - один из основных индексов цен, характеризующих изменение цен за определённый период времени; назван по имени предложившего его немецкого статистика, экономиста и политика Г. Пааше. Индекс Пааше показывает совокупное изменение цен, наблюдавшихся в периоде t1, по сравнению с базисным периодом t0. В качестве весов, характеризующих структуру товарной группы, используются физические объёмы реализации конечного (текущего) периода. Формула этого индекса цен выглядит следующим образом:

Индексы цен

где р1 - цена товара каждого вида в текущем периоде; р0 - цена товара каждого вида в базисном (предшествующем) периоде; q1 - количество проданного товара каждого вида в текущем периоде.

Индекс Пааше также может быть представлен как средняя величина из индивидуальных индексов цен (смотри Индексы).

Реклама

Индекс Ласпейреса назван по имени предложившего его в 1871 году немецкого экономиста и статистика Э. Ласпейреса. Он симметричен по отношению к индексу Пааше, рассчитывается аналогичным образом, но в качестве весов используются объёмы продаж базисного периода q0. Оба индекса, являясь равноценными характеристиками совокупного изменения цен, в общем случае дают различные количественные результаты. Для их объединения разработан индекс Фишера.

Индекс Фишера назван по имени предложившего его в 1922 году американского экономиста И. Фишера. Индекс Фишера показывает совокупное изменение цен, наблюдавшихся в периоде t1 , по сравнению с начальным периодом t0 и представляет собой среднюю геометрическую из индексов Ласпейреса и Пааше. Формула индекса Фишера позволяет сформировать оценку на основе некоторого усреднения влияния структур начального и конечного периодов и выглядит следующим образом:

Индексы цен

где IFP - индекс Фишера; ILP - индекс Ласпейреса; IРP - индекс Пааше.

Подобный подход к усреднению индексов на основе вычисления среднего геометрического значения иногда именуется подходом Фишера.

Расчёт индекса цен производится ежемесячно на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на товары и услуги-представители. Рассчитанные по товарам-представителям индексы  цен производителей последовательно агрегируются в индексы цен соответствующих видов, групп, классов, разделов экономической деятельности. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации рассчитывает и публикует значения следующих видов индексов цен: потребительских цен, цен производителей на промышленную продукцию, цен строительной продукции, сельскохозяйственной  продукции, грузовых транспортных тарифов, цен на приобретённые промышленными организациями топливно-энергетические ресурсы, цен внешней торговли.

Наиболее важными индикаторами состояния экономики являются индекс потребительских цен, индекс цен производителей и индекс-дефлятор. Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах базисного периода. В качестве товаров-представителей репрезентативно представлены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, алкогольные напитки и т.д.). Регистрации подлежит фактические цены товара, имеющегося в свободной реализации и оплачиваемого наличными деньгами. Для агрегирования при расчёте индекса потребительских цен в отечественной практике применяется модифицированная формула Ласпейреса. В качестве весов используются данные о потребительских расходах населения, полученные в результате обследований бюджетов домашних хозяйств. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике.

Индекс цен производителей промышленных товаров измеряет динамику общего уровня цен, установленных производителями на произведённые ими товары и услуги. Цены производителей представляют собой фактически сложившиеся на момент регистрации цены на продукцию, предназначенную для реализации на внутреннем рынке, и не включают косвенные налоги. Для агрегирования при расчёте индекса цен производителей в отечественной практике также применяется модифицированная формула Ласпейреса. В качестве весов используются данные базисного периода об объёме производства в стоимостном выражении. Индекс цен производителей рассчитывают как в целом, так и по видам экономической деятельности - добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Индекс-дефлятор характеризует изменение во времени общего уровня цен в экономике в целом. Он позволяет анализировать динамику физического объёма ВНП, фондов накопления и потребления.

Лит.: Зоркальцев В. И. Индексы цен и инфляционные процессы. Новосиб., 1996; Курс социально-экономической статистики. М., 2002.

А. Е. Косарев, Л. О. Козарезова.