Индихенизм

ИНДИХЕНИЗМ (испанский indigenismo, от indigena - туземный), индианизм (от испанского indio - индейский), течение в литературе и искусстве стран Латинской Америки. Индихенизм отличают интерес к быту и истории индейцев, стремление воссоздать особенности их культуры, в ряде случаев - установка на социальную и культурную реабилитацию коренного населения в условиях проведения дискриминационной по отношению к нему политики. Особенно широкое распространение получил в странах, где индейцы составляют большинство или значительную долю населения - в Перу, Эквадоре, Боливии, Мексике и в государствах Центральной Америки.

В литературе традиции индихенизма восходят к выступлениям миссионеров 16 века в защиту коренного населения (Б. де Лас Касас, А. Монтесинос и др.). В 16-18 веках были созданы многочисленные хроники с подробным описанием индейских культур, записями песен ацтеков, майя, инков. В бразильской литературе 18 века идеи индихенизма впервые нашли отчётливое выражение в поэме «Уругвай» Ж. Б. де Гамы (1769). В эпической поэме «Карамуру» Ж. ди Санта Рита Дурана (1781) индейцы стали полноправными литературными героями; эту традицию в 19 веке продолжил А. Гонсалвис Диас (эпическая поэма «Тимбирасы», 1857, и др.). Ж. М. ди Аленкар в романах «Гуарани» (1856), «Ирасема» (1865), «Убиражара» (1874) воссоздал быт и обычаи индейцев, особенности их мифологии и языка. Индихенистская проза конца 19 - начала 20 века представлена различными направлениями: социально-обличительным (творчество перуанки К. Мато де Турнер и др.), психологическим (романы перуанца Э. Лопеса Альбухара), «экзотическим» (венесуэлец Х. Р. Епес, эквадорец Х. Л. Мера и др.). Среди самых известных писателей-индихенистов 20 века - боливийцы А. Аргедас, М. Мендоса Лопес (роман «Солнце справедливости», 1947), Х. Лара; перуанцы С. Алегрия, Х. М. Аргедас, С. Вальехо; эквадорцы Х. Икаса Коронель, Ф. Чавес (роман «Серебро и бронза», 1927) и др. Широкую популярность в Латинской Америке и за её пределами имеют произведения на индейскую тематику мексиканцев Р. Кастельяноса и К. Фуэнтеса, гватемальцев М. А. Астуриаса, Р. Менчу Тум и др.

Реклама

Индихенизм В изобразительном искусстве индихенизм возник в конце 1910-х годов. Его отличительной чертой был интерес к искусству доколумбова периода, народному творчеству индейцев. В Мексике наиболее яркими представителями индихенизма были монументалисты во главе с Х. К. Ороско, Д. Риверой, Д. Сикейросом; среди других мексиканских художников 20 века, отразивших в своих произведениях идеи индихенизма, - А. де ла Куэва, Х. О’Горман, художники «Мастерской народной графики», А. Г. Бустос. В Перу основоположником индихенизма был Х. С. Диегес. В 1922 вокруг него образовался кружок молодых художников и графиков (Х. В. Рейносо, Э. К. Брент, К. Блас, Х. Кодесидо, К. К. Асин, Е. Искуэ и др.), в творчестве которых индейская тематика сочетается с влиянием различных европейских художественных течений (от фигуративности реалистического плана до сюрреализма и абстракционизма в поздних работах Искуэ и Асина). Во 2-й половине 20 века индихенистская традиция нашла отражение в произведениях перуанцев Л. и Э. Веларде на историко-социальные темы. Родоначальником индихенизма в боливийском искусстве в конце 1920-х годов был С. Гусман де Рохас, в работах которого преобладали реалистические тенденции. Произведения его соотечественницы М. Л. Пачеко претворяют мотивы доколумбовых культур; в конце 1940-х годов она обратилась к беспредметной живописи. Во 2-й половине 20 века традиция индихенизма продолжалась в творчестве Х. Имана, Э. Карналя, Ч. Барриентоса. В Эквадоре появление индихенизм связано с влиянием мексиканской монументальной живописи (Х. А. Москосо, К. Эгас, Э. Кингман, О. Гуаясамин). С индихенизмом в Эквадоре, искусстве в некоторой степени связано появившееся в 1950-х годах течение «преколомбино», представители которого (Э. Т. Серна, А. Вильясис, Э. Мальдонадо), как и перуанец Ф. де Сисло, пришли к стилизации доколумбовых форм через абстракционизм.

В музыке индихенизм характеризуется обращением композиторов к тематике и сюжетам индейской истории и мифологии, использованием оригинальных мелодий, характерных интонационных и ритмических формул, включением в оркестровые партитуры аутентичных инструментов и др. Первое крупное, получившее международную известность музыкальное  произведение с индейской тематикой - опера «Гуарани» бразильского композитора А. К. Гомиса (на сюжет одноимённого романа Ж. М. ди Аленкара, 1870, «Ла Скала», Милан; здесь и далее - даты постановок). «Гуатимотцин» мексиканского композитора А. Ортеги (на сюжет Х. Куэльяра, 1871) - первая опера на национально-историческую тематику с элементами местного фольклора. С 1890-х годов в Перу велись записи индейской музыки с целью её изучения и использования композиторами; Х. Кастро опубликовал в 1897 первое исследование, посвящённое анализу её ладовой структуры. Один из основоположников индихенизма в музыкальном  искусстве, перуанец Д. Аломиа Роблес, в 1-й четверти 20 века записал в Перу и Боливии и классифицировал 1260 старинных мелодий (так, в 1910 году от индейца кечуа им записан широко известный впоследствии «Гимн Солнцу») и частично использовал их в своих сочинениях (сарсуэла «Пролетает кондор», 1916; пантомима «Инкский танец», 1926). Наиболее высокого художественного уровня музыкальный  индихенизм достиг в Мексике, его крупнейшие представители: К. Чавес («ацтекские» балеты «Новый огонь», «Четыре солнца», оба 1930), его ученики - индейцы Д. Аяла Перес (балет «Человек из народа майя» по мотивам эпоса «Пополь-Вух», 1940) и К. Уисар (программные симфонии на темы индейского фольклора). Другие представители музыкального  индихенизма: Т. Валькарсель, А. Сас Орчасаль, А. Гевара Очоа (Перу); Э. Каба, Х. М. Веласко Майдана (Боливия); Л. Сальгадо (Эквадор); К. Лавин, К. Исамит Аларкон (Чили); Л. Санди Менесес, К. Хименес Мабарак (Мексика).

Лит.: Indinidad, etnocido, indigenismo en América Latina. Мéх., 1988; El indigenismo Americano. Madrid, 2001.

Л. Г. Хорева (литература), Н. А. Шелешнёва-Солодовникова (изобразительное искусство), П. А. Пичугин (музыка).