Индивидуализм методологиче­ский

ИНДИВИДУАЛИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ, концептуальная установка ряда социологических теорий, базирующаяся на представлении об обществе как продукте взаимодействия отдельных человеческих индивидуумов. Согласно индивидуализму методологическому, основным источником социологических объяснений должны считаться «знания о людях», об особенностях их психологического опыта, сознания и поведения. Гносеологической базой индивидуализма методологического является социологический номинализм - концепция, рассматривающая основные социологические понятия (общество, государство, институт, класс и т.п.) лишь как маркеры определённых форм социального взаимодействия. Индивидуализм  методологический противостоит социологизму и холизму, не признаёт за обществом онтологического статуса, не рассматривает социальную реальность как самостоятельную, как бытие «особого рода». Центральная для социологической теории проблемная антиномия «субъект - структура» в рамках индивидуализма методологического всегда решается в пользу первого её члена: «субъект первичен, структура вторична».

Реклама

Наиболее последовательные (иногда вульгарные) формы индивидуализма методологического были представлены в различных версиях психологизма. Показательны в этом отношении воззрения Г. Тарда, рассматривавшего культурные и социальные явления как продукты индивидуальных «изобретений», получающих распространение благодаря механизму подражания. Методологическим принципом радикального психологизма стало утверждение: «В обществе нет ничего такого, чего не было бы в индивидах». Однако уже на рубеже 19-20 веков такой подход был подвергнут критике как несостоятельный и редукционистский.

Элементы индивидуализма методологического можно обнаружить в некоторых классических социологических теориях (у М. Вебера, Г. Зиммеля, В. Парето). Так, Вебер утверждал, что единственной эмпирической данностью, которую может наблюдать и изучать обществовед, является осмысленное социальное действие (смотри Действие социальное), совершаемое конкретным индивидом. При этом любые институциональные образования не гипостазировались, но рассматривались как сложные комплексы подобных действий. К индивидуализму методологическому тяготели также различные микросоциологические теории 20 века (социологизированные версии бихевиоризма и прагматизма, концепция «социального обмена», теории рационального поведения и др.). Во многих социологических доктринах индивидуализм  методологический сочетается с другими вариациями общемировоззренческого принципа индивидуализма - с рационально-активистской моделью человека («целерациональное действие», homo oeconomicus), с этическим утилитаризмом и политическим либерализмом. Критика индивидуализма методологического обычно ведётся с позиций системного и структурно-функционального подходов. Основным недостатком признаётся упорное нежелание «видеть за деревьями леса», проявляющееся в недооценке роли объективно-институционального фактора общественной жизни, влияния на индивида социального окружения. Дискуссия между представителями индивидуализма методологического и их оппонентами в значительной мере определила специфику и характер развития социологической теории в 20 веке.

Лит.: История теоретической социологии: В 4 т. / Отв. редактор и сост. Ю. Н. Давыдов. М.; СПб., 1997-2000; Девятко И. Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М., 2003.

Д. Г. Подвойский.