Индивидуальная теория психики
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИКИ (английский theory of mind, сокращенно - ТоМ), представление индивида о состояниях психики (знаниях, намерениях, эмоциях и т. д.) других индивидов. Способность к формированию такого представления - одна из основных предпосылок рефлексивного сознания и сложных форм социального поведения. Термин «индивидуальная теория психики» впервые предложен в контексте антропологического изучения интеллекта шимпанзе (Premack D.G., Woodruff G. Does the chimpanzee have а theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. Vol. 1. № 4), однако существование индивидуальной теории психики у животных остаётся предметом споров и дальнейших исследований. Появление индивидуальной теории психики в развитии ребёнка обычно проявляется в возрасте 3-4 лет, после возникновения грамматически правильной речи и других познавательных способностей. Ранними индикаторами процессов, ведущих к появлению индивидуальной теории психики, служат комплекс оживления у младенца при виде другого человека, контакты глаза-в-глаза, имитация наблюдаемых действий, эмпатия к психологическому состоянию другого. Способность к пониманию и реалистичному представлению психики других людей оказывается избирательно нарушенной при аутизме и шизофрении. Проводятся интенсивные междисциплинарные исследования генетических, психологических и нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе индивидуальной теории психики. Согласно данным трёхмерного мозгового картирования, в реализации этой способности задействованы, прежде всего, высшие (префронтальные и височно-теменные) отделы коры мозга.
Лит.: Baron-Cohen S. Mindblindness: an essay on autism and theory of mind. Camb., 1997; Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. М., 2006. Т. 1-2.
Б. М. Величковский.