Индийское письмо
ИНДИЙСКОЕ ПИСЬМО, группа письменностей Южной и Юго-Восточной Азии (а ранее и Центральной Азии), происходящих от письма брахми.
С 3 века до нашей эры в Индии использовались 2 системы письма - кхароштхи и брахми. Кхароштхи происходит от арамейского письма и использовалось на северо-западе Индии до 3 века нашей эры и в Центральной Азии вплоть до 7 века, после чего было вытеснено брахми.
Точное происхождение брахми неизвестно. Предполагается, что оно создано специально для эдиктов царя Ашоки или аналогичных надписей на основе использованной в кхароштхи консонантно-слоговой системы (и потому отчасти связано с арамейским письмом). Никакой связи брахми с письмом на печатях 3-2-го тысячелетия до нашей эры из Мохенджо-Даро, Хараппы и др., обнаруженных в долине Инда, не прослеживается. Все остальные индийские письменности происходят от брахми; направление письма обычно слева направо.
В развитии брахми выделяются 3 периода. Раннее брахми (3-1 века до нашей эры) было относительно унифицированным на всей территории Индии. В средний период (1-3 века нашей эры) различия между северными и южными разновидностями брахми увеличиваются. В это время на севере Индии последовательно сменялись стили маурья, шунга, кушанский, кшатрапский. На юге Индии известны такие разновидности, как калинга (просуществовала до 6 века), тамильское брахми, бхаттипролу (на территории современного штата Андхра-Прадеш).
Реклама
Для периода позднего брахми (4-7 века) принято говорить уже об отдельных видах письма. На севере Индии - это гуптское письмо (4-6 века), в Центральной Азии - наклонное брахми (центральноазиатское брахми), известное как минимум в трёх разновидностях - тохарской, сакской и уйгурской. На юге Индии сложилось несколько новых разновидностей брахми, характеризующихся округлостью очертаний букв и вытеснивших более ранние варианты: кадамба, развившееся в чалукья, а затем лёгшее в основу староканнадского письма, из которого развились современные письменности телугу и каннада; паллава, ставшее основным источником огромного числа письменностей Юго-Восточной Азии; грантха, из которого в начале 1-го тысячелетия нашей эры выделилось тамильское письмо со скорописным вариантом ватежутту, а в 14 веке малаяламское письмо; сингальское, ранние формы которого близки к северо-индийским письменностям, а поздние возникли на основе южноиндийских.
С середины 6 века доминирующим письмом на севере Индии стало сиддхаматрика (сиддхамское, кутила), в 7-8 веках из него развились тибетское письмо, шарада (на северо-западе Индии) и нагари (в центре и на востоке). На основе тибетского позднее сложились квадратное монгольское письмо (смотри Монгольское письмо) и несколько письменностей для малых гималайских языков: лимбу, лепча и др. Из шарада развились письменности ланда, гурмукхи, синдхи, такри и кашмири, которые были широко распространены в Пенджабе, Кашмире, Синде и соседних районах, но в 19 веке были сильно потеснены арабицей и деванагари, сохранившись в Пенджабе (гурмукхи, введённое сикхами в 16 веке) и для нескольких малых языков на северо-западе Индии (штаты Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш). Из нагари развилось несколько видов письма: ардханагари, нандинагари, неварское [ранджана; с 11 века и поныне в Непале (смотри Неварский язык); послужило также основой для монгольского письма соёмбо], деванагари и восточного нагари (из которого развились бенгальское, ассамское письмо, ория и некоторые другие письменности на востоке Индии). На основе деванагари сложилось несколько скорописных форм (махаджани в Раджастхане, моди в Махараштре, кайтхи в Бихаре, гуджарати), сосуществовавших и впоследствии почти вытесненных им (кроме гуджарати). Само деванагари в течение 20 века широко распространилось по всей Северной Индии и Непалу, применяясь для хинди, санскрита, маратхи, непальского языка и многих других.
Индийские письменности - консонантно-слоговые (абугиды; смотри Письмо). Их базовая структура изначально построена на основе среднеиндийских фонологических систем, для которых характерно отсутствие закрытых слогов (смотри Пракриты). Каждый знак (акшара) обозначает либо отдельный гласный, либо «согласный + базовый гласный» (обычно краткое «а», реже краткое «о»). Слоги с другими гласными образуются путём стандартной модификации базового знака или добавлением специальных знаков слева, справа, сверху или снизу. Отсутствие гласного в конце слова обозначается подстрочным знаком вирама. Сочетания согласных чаще обозначаются лигатурами, включающими характерные элементы входящих в них знаков.
Лит.: Dani А. Н. Indian palaeography. Oxf., 1963; Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М., 1965; Falk Н. Schrift im alten Indien: Ein Forschungsbericht mit Anmerkun-gen. Тüb., 1993; The World’s writing systems / Ed. by Р. Т. Daniels, W. Bright. N. Y.; Oxf., 1996; Фридрих И. История письма. 2-е изд. М., 2001; Дирингер Д. Алфавит. 2-е изд. М., 2004; Rogers Н. Writing systems: а linguistic approach. Oxf., 2005.
Ю. Б. Коряков.
Письменности индийского происхождения в Юго-Восточной Азии. Современные юго-восточноазиатские алфавиты индийского происхождения отличает от собственно индийских стремление унифицировать запись согласных и гласных фонем на чисто графической основе.
Раннее письмо всей Юго-Восточной Азии характеризуется определённым единообразием. Первый записанный им пространный текст - надпись Вокань (район Нячанга, ныне Южный Вьетнам; 3 век) - близок по форме знаков к южноиндийским надписям династии Икшваков. Юго-восточноазиатская эпиграфика 4 – начала 7 века выполнена так называемым письмом раннее паллава (по сходству с южноиндийским паллава - вариантом грантха). С середины 7 века до середины (на Яве) или конца 8 века существовало так называемое позднее паллава, отличавшееся, прежде всего, уравнением высоты акшар. В буддийских текстах и легендах на монетах использовалось так называемое раннее нагари (сиддхаматрика), не повлиявшее на современные алфавиты.
С середины 8 века возникают собственно юго-восточноазиатские модификации брахми, не имеющие прямых индийских прототипов [первый памятник - надпись Плумпунган (Хампран) с Центральной Явы; 750]. Вводятся новые диакритические знаки, формируются сохраняющиеся в дальнейшем особенности графики (дополнительный верхний элемент ряда кхмерских акшар и т.п.), но принцип записи продолжает соответствовать санскритской фонетике.
Становление характерных для современных языков систем письма относится к позднему Средневековью. Так, на Яве не позднее 15 века оформляется запись гласных инициалей по аналогии с согласными посредством немой акшары ha-. Эта тенденция окончательно реализована в бугийско-макасарском письме и письменностях некоторых тайских языков, где самостоятельных знаков для гласных нет, а отсутствие согласного в начале слога обозначается особой графемой (графемами), не имеющей самостоятельного чтения и служащей «опорой» присущего гласного или диакритического знака.
В кхмерском языке и большинстве тайских языков сохранение на письме различия между глухими и звонкими смычными одного происхождения, в большинстве случаев исчезнувшего в произношении, привело к созданию двух «серий» - первой (этимологически глухие) и второй (этимологически звонкие); эта система была использована для записи более богатого, чем в санскрите, вокализма или тонов. Так, в кхмерском у омофонов различных серий - разные присущие гласные, а диакритики, как правило, читаются по-разному в зависимости от серии. В некоторых языках «серийный» принцип отрывается от этимологии: в лаосском языке имеется три серии, а в языке лы все графемы после реформы письменности получили 2 написания для двух серий.
Индийская система с использованием знаков гласных сохраняется в полном объёме в чамском языке (смотри Чамские языки), а в некоторых других современных языках (кхмерском, яванском языке и др.) употребляется для записи санскритских, палийских и собственных древних текстов.
Лит.: Сœdès G. History of the Thai writing. Bangkok, [1925]; Francisco J. R. Philippine palaeography. Manila, 1973; Casparis J. G. de. Indonesian palaeography. Leiden, 1978.
С. В. Кулланда.