Индукторная машина
ИНДУКТОРНАЯ МАШИНА, синхронная электрическая машина, у которой обмотка якоря и обмотка возбуждения расположены на статоре и неподвижны, а ротор представляет собой цилиндрический магнитопровод без обмотки с равномерно распределёнными на его поверхности выступами (зубцами). Возбуждение индукторной машины осуществляется при помощи обмотки, обтекаемой постоянным током, или от постоянных магнитов. Электромеханическое преобразование энергии в индукторной машине связано с изменением взаимной индуктивности обмоток якоря и возбуждения при перемещении зубцов магнитопровода ротора относительно магнитопровода статора; при этом частота изменения индуктивности f пропорциональна числу зубцов и угловой скорости ротора. При питании обмотки возбуждения постоянным током в обмотке якоря индуцируется эдс частоты f. Обмотка якоря может быть присоединена к автономной нагрузке или включена в электрическую сеть с напряжением той же частоты. Индукторная машина допускает работу как в генераторном, так и в двигательном режиме. Индукторный генератор (мощностью от нескольких Вт до сотен кВт) служит для создания одно или многофазного переменного тока с частотой 400 Гц - 30 кГц в установках индукционного нагрева и поверхностной закалки, для сварки токами повышенной частоты, для питания высокоскоростного электропривода и др. Индукторный двигатель (мощность несколько сотен Вт) применяется в установках, требующих малых частот вращения без использования механических редукторов, преимущественно в автоматике и телемеханике. Индукторные машины без обмотки возбуждения (реактивные) используют в основном в качестве исполнительных двигателей дискретного действия (смотри Шаговый электродвигатель) в системах автоматического управления.
В. А. Кузьмичёв.