Инерционный аккумулятор
ИНЕРЦИОННЫЙ АККУМУЛЯТОР, энергосиловая установка, использующая энергию, запасённую маховиком. Инерционный аккумулятор используется на жиробусах, ветровых установках, локомотивах, автомобилях, электростанциях и др.
Впервые идею использования маховика на новом виде транспорта - «маховозе» (разновидность локомотива) предложил в 1860 году российский изобретатель инженер-поручик В. И. Шуберский. В 1883 британский адмирал Дж.А. Хауэлл разработал так называемую маховичную торпеду, в которой маховик, кроме накопления механической энергии, выполнял также и роль гиростабилизатора, задающего направление движения (скорость 45 км/ч на расстоянии под водой до 1 км). В 1929-30 в СССР инерционный аккумулятор был использован на ветроэнергетической станции (проект А. Г. Уфимцева и В. П. Ветчинкина). В 1953 году швейцарская фирма «Oerlikon» выпустила серию из 17 маховичных автобусов (жиробусов), работающих на трассах длиной 4,5-7,7 км. В рудниках со взрывоопасной концентрацией газа или пыли инерционные аккумуляторы применяются на локомотивах. На прокатных станах инерционные аккумуляторы позволяют преодолевать возникающие пиковые сопротивления. Маховичный аккумулятор может запасать 5,5 кВт·ч энергии против 4,6 кВт·ч у электрохимических аккумуляторов, срок их службы 15 лет, для аккумуляторов 5-6 лет. В США создана маховичная энергетическая установка для МКС, существенно превосходящая показатели использовавшихся ранее никель-водородных аккумуляторов. Испытывается инерционный аккумулятор мощностью 600 кВт для трамвая (с 2000, Германия).
Реклама
Инерционные аккумуляторы с супермаховиком (маховик, имеющий высокую энергоёмкость, изготовленный из высокопрочных полимерных материалов) используются для регулирования (компенсации) частоты тока в электрической сети при пиковой нагрузке на АЭС или ТЭС. Фирмой «Beacon Power» разработаны так называемые кластерные инерционные аккумуляторы (с электронным управлением), реагирующие на скачки частоты (время стабилизации частоты порядка 5 мкс), что увеличивает коэффициент использования установленной мощности, повышает надёжность и устойчивость работы станций (потери энергии, закачанной и позднее забранной из инерционного аккумулятора, составляют 2%, что заметно лучше, чем у систем хранения энергии, основанных на иных принципах, например у химических аккумуляторов, гидроаккумулирующих станций).
Лит.: Гулиа Н. В. Маховичные двигатели. М., 1976; Джента Д. Накопление кинетической энергии: Теория и практика современных маховичных систем. М., 1988.
В. Я. Солодилов.