Инновация

ИННОВАЦИЯ (латинский innovatio - обновление, новшество, нововведение), конечный результат научно-технического или иного творчества, приводящего к существенному изменению жизнедеятельности человека, общества, природы. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания, управления и т.п. Инновации обычно подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации предполагают применение новых или усовершенствованных материалов, полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации и управления.

Определяющие факторы инновации - появление пионерных и крупных открытий, развитие изобретательства. Таким образом, инновация тесно связана с понятием интеллектуальная собственность (патент, изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак, лицензирование).

Процесс создания, освоения и распространения инновации называется инновационным процессом, побудительным механизмом которого, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать новые товары, пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Коммерческая реализуемость инновации выступает как потенциальное свойство сложного процесса трансформации инновационных идей в объект экономических отношений.

Лит.: Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм. М., 1995; Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. М., 1999; Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием. М., 2002.

А. М. Вилинов.