Инструментовeдение
ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ (органология), отрасль музыковедения, изучающая музыкальные инструменты, их конструкцию, акустические и художественные свойства. Связано с практикой инструментовки и музыкальным исполнительством, изготовлением и реставрацией музыкальных инструментов. Одно из главных направлений инструментоведения - систематика музыкальных инструментов. Наиболее ранней считается древнекитайская классификация баинь («восемь звуков»; изложена в книге «И цзин», 1-я половина 1-го тысячелетия до нашей эры), основанная на координации материалов, из которых сделаны инструменты или их основные части (камень, металл, бамбук и т. д.), со сторонами света, временами года и др.; распространена в традиционной культуре Восточной Азии, Вьетнама, Монголии. В древнеиндийской систематике (изложена в трактате «Натъяшастра») инструменты объединены в 4 категории по источнику звука. Описание инструментов и попытки их систематизации предпринимались западноевропейскими учёными Средневековья, Возрождения и барокко, музыкальным инструментам и инструментальной музыке посвящены трактаты (либо их части) Й. Тинкториса (около 1480), С. Вирдунга (1511), М. Агриколы (1529), Х. Бермудо (1549; 1555), М. Мерсенна (1636-1637), А. Кирхера (1650), И. Маттезона (1713) и др. Наиболее значителен трактат «Об органографии» (1618, 2-я книга «Учения о музыке» - «Syntagma musicum») М. Преториуса, содержащий детальный энциклопедический обзор музыкальных инструментов и иллюстрации.
Реклама
Основу современной европейской классификации (4 класса по источнику звука: хордофоны, аэрофоны, мембранофоны, идиофоны; подробнее смотри в статье Инструменты музыкальные) составили идеи Ф. О. Геварта, развитые бельгийским учёным В. Ш. Маийоном в конце 19 века («Catalogue descriptif et analitique du Muséе instrumental du Conservatoire royal de musique de Bruxelles», vol. 1-5, 1883-1912) и доработанные Э. фон Хорнбостелем и К. Заксом. Эта классификация в 1930-е годы была дополнена классом электрофонов. Для описания неевропейских инструментов с 1930-х годов используются типовые названия (по предложению А. Шеффнера). С конца 20 века инструментоведение всё больше внимания уделяет исторической, этнографической проблематике, достижениям современной звукотехники.
Лит.: Римский-Корсаков А. В., Дьяконов Н. А. Музыкальные инструменты. Методы исследования и расчета. М., 1952; Модр А. Музыкальные инструменты. М., 1959; Marcuse S. Musical instruments: а comprehensive dictionary. N. Y., 1975; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М., 1975; Schaeffner А. Origine des instruments de musique. 2 éd. Р., 1980; Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1983; Хорнбостель Э., Закс К. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. Ч.1; Kartomi М.J. On concept and classification of musical instruments. Chi.; L., 1990; Музыкальные инструменты мира. Иллюстрированная энциклопедия. Минск, 2001.
М. В. Есипова.