Интеллект

ИНТЕЛЛЕКТ (от intellects - латинский перевод древнегреческого понятия νους - ум, понимание), общая познавательная способность, которая проявляется в том, как человек воспринимает, понимает, объясняет и прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно он действует (прежде всего, в новых, сложных или необычных ситуациях).

В схоластике термин «интеллект» употреблялся для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувственного постижения духовных сущностей) в противоположность разуму (ratio) как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции). В обратном значении эти термины были употреблены у И. Канта: интеллект (немецкий Verstand - рассудок) - как способность образования понятий, а разум (немецкий Vernunft) - как способность образования метафизических идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей немецкой философии и окончательно закрепилось у Г. В. Ф. Гегеля в его концепции рассудка (интеллекта) и разума.

В психологии существуют два основных направления в изучении интеллекта: тестологическое (или психометрическое) и экспериментально-психологическое. В рамках тестологического направления, имеющего 100-летнюю историю, интеллект определяется посредством тестов, с помощью которых выявляется некоторый набор умственных способностей, таких как способность раскрывать значения слов, выполнять операции с цифрами и фигурами, обнаруживать закономерности, запоминать информацию и т.д. На основе суммирования показателей выполнения этих заданий определяется коэффициент интеллекта (intelligence quotient, сокращенно - IQ).

Реклама

Большинство тестологических теорий интеллекта основано на использовании статистических методов обработки данных, в частности корреляционного анализа и факторного анализа. Центральным для исследователей был вопрос о существовании и природе «общего фактора» интеллекта (general factor, или сокращенно - фактор g), который обнаруживает себя в наличии связей между разными видами умственных способностей. С начала 20 века складываются две противоположные трактовки природы интеллекта: первая связана с признанием существования «общего» интеллекта (Ч. Спирмен, Р. Кеттел и др.), вторая - множества независимых интеллектуальных способностей (американские психологи Л. Тёрстон, Дж. П. Гилфорд и др.). Согласно Спирмену, фактор g представлен в разной мере во всех видах интеллектуальной деятельности и сводится к индивидуальным различиям в уровне «умственной энергии». Кеттел показал, что фактор g включает два типа интеллекта: сложившийся в результате обучения «кристаллизованный» интеллект, характеризующий накопленные человеком знания и умения, и имеющий биологическую основу «текучий» интеллект, характеризующий возможности центральной нервной системы и отвечающий за быструю и точную переработку поступающей информации.

В рамках экспериментально-психологического исследования интеллекта и факторов, влияющих на его развитие, существует множество различных взглядов на интеллект. С точки зрения гештальтпсихологии интеллект - механизм переструктурирования образа ситуации в направлении к ясному, расчленённому, осмысленному представлению о проблеме, в том числе путём мгновенной догадки (инсайта). По мнению Ж. Пиаже, интеллект - наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, основанная на последовательном формировании системы умственных действий. Высшая стадия развития интеллекта («рефлексивный» интеллект), появляющаяся в возрасте 12-15 лет, связана с формированием «формальных операций», лежащих в основе гипотетико-дедуктивных рассуждений, умения проверять истинность либо ложность суждений, сознательного контроля за ходом своей мысли. В культурно-исторической психологии интеллект рассматривается как результат социализации и продукт культуры, формирующийся под влиянием таких факторов, как употребление орудий (от счётных палочек до компьютера), овладение знаками (усвоение родного языка, разнообразных символических средств), включение в социальные взаимодействия. Развитие интеллекта связано с ростом обобщённости значений слов, постепенно приобретающих форму понятий. С точки зрения американских психологов Р. Глезера и Дж. Кэмпиона интеллект сводится к особенностям организации «базы знаний». Люди с хорошо организованной системой декларативных знаний (знаний о том, что) и процедурных знаний (знаний о том, как) лучше запоминают информацию и более эффективно решают задачи, имеют более высокий уровень интеллектуальных достижений в профессиональной деятельности. Объём, разнообразие, артикулированность «базы знаний» характеризует такое качество человека, как компетентность, которая рассматривается в качестве критерия развития интеллекта.

В других концепциях интеллект рассматривается как система мыслительных операций, таких как анализ, синтез и обобщение (С. Л. Рубинштейн); как система процессов переработки информации (Х. Ю. Айзенк), причём «ментальная скорость» этой переработки выступает критерием уровня развития интеллекта; как иерархическая система познавательных процессов разного уровня: восприятия, внимания, памяти, мышления (российские психологи Б. Г. Ананьев, Б. М. Величковский); как механизм ментального самоуправления, включающего структурирование своего окружения и избирательное отношение к происходящему (американский психолог Р. Стернберг); как форма организации ментального опыта - психических образований и состояний, связанных с познанием (российский психолог М. А. Холодная): особенности строения индивидуальных познавательных структур, моделирующих реальность, определяют способы и свойства интеллектуальной деятельности индивида (как человек понимает происходящее, как перерабатывает информацию в тех или иных ситуациях, в какой мере выражены его познавательные склонности и т.п.).

Большинство исследователей отмечают, что природа и направленность интеллекта не может быть понята без учёта личностных качеств человека, его потребностей, эмоциональных состояний и т.п. С другой стороны, зрелость личности в значительной степени зависит от меры понимания человеком происходящего, связанной с уровнем развития интеллекта.

Лит.: Handbook of human intelligence / Ed. by R. Sternberg. Camb.; N. Y., 1982; А model for intelligence / Ed. by Н. J. Eysenk. N. Y., 1982; Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994; Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб. и др., 2002; Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб., 2007.

М. А. Холодная.