Интeнция

ИНТЕНЦИЯ (от латинского intentio - стремление), термин, обозначающий намерение, цель; в схоластической философии - направленность сознания на какой-либо предмет (или сам мыслимый предмет). Первоначально - коррелят стоического термина τόνος (напряжение, тон).

В арабском аристотелизме (Ибн Сина), а затем в схоластике (Альберт Великий, Фома Аквинский) проводится различение «первой» и «второй» интенции. «Первая интенция» (intentio prima) есть акт интеллекта, направленный на внешний объект, и сформированное таким образом понятие об определённой вещи. «Вторая интенция» (intentio secunda) предполагает акт интеллектуальной рефлексии, объектом которой выступают уже не вещи, а содержание самого мышления (то есть абстрактные понятия, универсалии, логические законы); Фома Аквинский определял логику как учение о вторых интенциях, обращённых и отнесённых к первым. Из этого различения вытекает противопоставление «реального» и «интенционального» бытия (Дунс Скот, Дуранд, Пётр Ауреоли и др.) и соответственно «объективных» и «формальных» интенций. Так, У. Оккам говорит о простых интенциях («первая интенция» - реально существующая вещь; «вторая интенция» - понятие об этой вещи) и об «интенциях души» («первая интенция души» - всякий знак, интенционально существующий в душе; «вторая» - знаковое обозначение для этих «первых интенций»). Схоластическая философия развивает также учение об «интенциональной чувственно-воспринимаемой форме», то есть о чувственном образе материальных объектов. Понятие «интенция» играло значительную роль в логических и гносеологических дискуссиях номиналистов и реалистов; на рубеже 19-20 веков оно было вновь введено в философский обиход Ф. Брентано и Э. Гуссерлем (смотри Интенциональность).

Лит.: Eucken R. Geschichte der philosophischen Terminologie. Lpz., 1879.

А. А. Митюшин.