Интердикт

ИНТЕРДИКТ (латинский interdictum - запрет, запрещение),

1) в древнеримской юридической практике - процессуальное средство решения гражданско-правовых споров, дополняющее систему исков и представляющее собой административное распоряжение или запрещение претора; подразделялись на exhibitoria (о предъявлении магистрату определённой вещи или лиц), restitutoria (о возврате определённой вещи), prohibitoria (запрет на совершение определённых действий).

2) В христианской церковной практике (главным образом католической) - мера наказания, подразумевающая временный запрет на участие в богослужении и других формах церковной жизни (совершение таинств, церковное погребение).

Интердикт, как правило, являлся сопутствующим наказанием при церковном отлучении, но мог применяться и самостоятельно, как, например, при прослеживаемом с поздней античности interdictio ab ingressu ecclesiae - запрете определённому лицу входить в храм. Распространённый в классическом Средневековье большой местный интердикт [interdictum locale generale, прослеживается с 9 века; термин вошёл в употребление в понтификат Иннокентия III (1198-1216), до этого обозначался также как excommunicatio] включал в себя запрет на совершение таинств, проведение всех церковных служб (cessatio а divinis) и церковных погребений на обширных территориях - в приходах, областях, странах (например, во Французском королевстве в 1129, 1142, 1198, в Шотландии в 1181, в Англии в 1208-13). Малый местный интердикт (interdictum locale particulare) накладывался на отдельные места совершения богослужений - церкви, капеллы, алтари, а малый персональный интердикт - на отдельных лиц. В период классического и позднего Средневековья широкое распространение получил интердикт в отношении определённых групп лиц (например, большой персональный интердикт в отношении капитула, клира или жителей города, коммуны; часто сочетался с местным интердиктом). В отношении клириков также было широко распространено наказание cessatio а divinis - отстранение от проведения богослужений. Как и отлучение от Церкви, интердикт по своему характеру мог быть как карательной, так и исправительной санкцией, принуждающей грешника-правонарушителя к исправлению, значительную роль в котором должно было играть недовольство окружающих, попавших по его вине под интердикт. Подобно отлучению интердикт применялся по отношению к широкому спектру уголовных, а также части административных правонарушений и мог налагаться заранее вынесенным приговором (latae sententiae), вступающим в силу в момент совершения преступления (ipso facto). В 11-14 веках получил также распространение смешанный (mixtum) или подвижный (de/ambulatorium) интердикт, автоматически накладывавшийся на место, где пребывало лицо, находящееся под личным интердиктом.

Реклама

В классическом Средневековье сложилась также система исключений из-под действия интердикта: даваемые папой Римским разрешения проводить богослужения при закрытых дверях, совершать таинства при определённых обстоятельствах (Liber Extra Х.5.38.11, Х.5.39.43 и 57; Liber Sextus VI.5.7.11, VI.5.11.19 и 24), изъятия из-под действия местного интердикта, даруемые папой в виде привилегии религиозным орденам (Liber Extra Х.5.33.3 и 24). Обладатели таких привилегий зачастую злоупотребляли ими в ущерб власти и авторитету местных церковных властей. Нередкие случаи необоснованного вынесения, несправедливость и чрезмерная суровость интердикта как наказания, затрагивавшая наряду с виновными множество невинных людей, были причиной малой эффективности интердиктов, их частого несоблюдения. Папа Римский Бонифаций VIII (1295-1303) в 1302 году объявил недействительными интердикты, наложенные из-за финансовых притязаний (Extravagantes communes 5.10.2).

В позднее Средневековье интердикт постепенно утратил своё значение. Базельский собор ограничил случаи наложения интердикта (1435), что способствовало сокращению его необоснованного применения. Один из последних больших локальных интердиктов был наложен папой Римским Павлом V (1605-21) в 1606-07 на Венецианскую республику. Новой регламентации интердикт подвергся в ходе Контрреформации; Тридентский собор ужесточил требования соблюдения интердикта, лишив религиозные ордена части их привилегий.

Применение интердикта в 20 веке регламентировали каноны «Codex Iuris Canonici» (1917).

Интердикт продолжал использоваться как средство политической борьбы [например, в 1909 папа Римский Пий Х (1903-14) наложил 15-дневный интердикт на город Адрия за враждебные действия против собственного епископа]. В «Codex Iuris Canonici» (1983) предусматривается применение интердикта как врачующего наказания. Местный интердикт был упразднён, личный интердикт по заранее вынесенному приговору (interdictum latae sententiae) предусмотрен за физическое насилие против епископа (канон 1370, § 2), за совершение литургии, отпущение грехов, принятие исповеди лицом без соответствующего сана и полномочий (канон 1378, § 2, пункты 1-2), за ложное обвинение исповедника в склонении на исповеди к прелюбодеянию (канон 1390, § 1), за нарушение монашествующими обета безбрачия (канон 1394, § 2). Личный интердикт по приговору церковного суда (interdictum ferendae sententiae) предусмотрен за деятельность, направленную против Церкви: побуждение к непослушанию и разжигание ненависти к Святому Престолу или епископу (канон 1373), за участие или содействие организации, действующей против Церкви (канон 1374), за симонию (канон 1380).

Лит.: Zapp Н. Interdikt // Lexikon des Mittelalters. 1991. Bd 5. S. 466-467 (Bibi.); Rees W. Die Strafgewalt der Kirche. В., 1993.

Е. В. Казбекова.

В современной практике Русской православной церкви понятие интердикта не используется, однако для духовенства предусмотрены следующие виды канонического церковного прещения: пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви (смотри также Анафема) (налагаются епархиальным архиереем или патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом только по представлению церковного суда). Нередко для недопущения реализации более жёстких мер канонического церковного прещения проводятся увещевательные беседы, по результатам которых решается вопрос о наложении церковного взыскания. Наряду с крайними мерами церковного взыскания - «великим отлучением»-анафемой и пожизненным запрещением в служении - в практике русской Церкви, равно как и большинства поместных православных церквей, существует временное запрещение в служении, до полного раскаяния прещенного. В отношении мирян предусматривается временное отлучение от святых таинств, «великое отлучение» - анафематствование, а также наложение различного рода епитимий.

Лит.: Суворов Н. С. О церковных наказаниях: Опыт исследования по церковному праву. СПб., 1876.

В. А. Цыпин.