Иоахим Флорский

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ, Иоахим Калабрийский (латинский Ioachimus Florensis) (около 1130 или 1132, по другим данным, около 1135, Челико, близ Козенцы, Калабрия - 30.3.1202, Пьетрафитта, Калабрия), христианский мистик. Из семьи нотария. Начальное образование получил в Козенце, работал вместе с отцом в городской курии; позднее - при королевском дворе в Палермо в качестве нотария или поверенного помощника. Около 1168 года совершил паломничество в Святую землю, где на горе Фавор удостоился мистического опыта. Возвратившись из Святой земли, проповедовал на юге Италии, в том числе в Калабрии; возможно, подвизался в цистерцианском аббатстве Санта-Мария-делла-Самбучина, близ г. Луцци, вступил в орден цистерцианцев. С 1177 года упоминается как аббат калабрийского монастыря Санта-Мария-ди-Кораццо. В начале 1180-х годов - в аббатстве Казамари; около 1186 или 1187 посетил папу Римского Урбана III (1185-87) в Вероне, после чего возвратился в Калабрию, вёл отшельнический образ жизни. Около 1189 основал монастырь Сан-Джованни-ин-Фьоре (близ Козенцы), ставший центром Флорианской конгрегации эремитского направления [утверждена папой Римским Целестином III (1191-98) в 1196].

Реклама

К основным сочинениям Иоахима Флорского относятся: «Книга о согласовании Нового и Ветхого Заветов» («Liber Concordiae Novi et Veteris Testamenti»), «Толкование на Апокалипсис» («Enchiridion in Apocalypsim»), «Десятиструнная Псалтирь» («Psalterium decem chordarum»), «Книга фигур» («Liber figurarum»). Основывающееся на сопоставительном рассмотрении текстов Ветхого и Нового Заветов, а также подкреплённое хилиастическими ожиданиями (смотри в статье Хилиазм), учение Иоахима Флорского представляет собой истолкование мировой истории как поступательного процесса возрастания уровня религиозного сознания человечества, последовательно проходящего через три «состояния мира» - царства Отца, Сына и Святого Духа. Первое ознаменовалось Откровением Отца - Ветхим Заветом, второе - Откровением Сына, Новым Заветом, третье будет Откровением Духа Святого. Согласно Иоахиму Флорскому, в 1-м «состоянии» (от Адама до Христа), в ветхозаветную эпоху закона, «господства мирян», люди жили сообразно плоти и поклонялись Богу из чувства страха и рабской покорности. Во 2-м «состоянии» (от Христа до 1260), в новозаветную эпоху благодати, «господства духовенства», люди жили сообразно плоти и духу и поклонялись Господу из чувства почитания и сыновнего послушания. В 3-м «состоянии» (от 1260 до скончания века), в царстве Святого Духа, при «господстве монашествующих», люди будут жить сообразно духу и поклоняться Господу в любви, свободе и непринуждённости. Согласно Иоахиму Флорскому, 3-е «состояние» - эпоха духа, созерцания и полного разумения, когда при раскрытии всей полноты истины буквальная экзегеза Писания утратит своё значение, уступая место его духовному постижению в ниспосылаемом апокалиптическим Ангелом Вечном Евангелии (Evangelium Aeternum), когда под предводительством созерцателей Церковь Петра, отказавшись от бремени мирской власти, преобразится в новую Церковь - Церковь Иоанна. Согласно учению Иоахима Флорского, каждое «состояние» развивается последовательно, в 7 этапов, что соответствует 7 дням творения и 7 апокалиптическим печатям. Каждое последующее состояние не возникает внезапно и не отменяет полностью состояния предшествующего, но начинается в предшествующем (initiatio) в момент его кульминации. После зарождения каждое состояние проходит 6 «смятений» (tribulationes), завершающихся периодом «плодоношения» (fructificatio). Так, 1-е «состояние» началось от Адама и время его «плодоношения» выпадает на период от Авраама до Захарии; 2-е - во времена царей Осии и Асы, пророка Елисея, имея периодом своего «плодоношения» время от Захарии до 42-го поколения после него; 3-е - во времена Бенедикта Нурсийского, имея периодом своего «плодоношения» время от 22-го поколения после Бенедикта Нурсийского до скончания века.

Учение Иоахима Флорского было частично осуждено на 4-м Латеранском соборе (1215); после появления в 1254 году сочинения францисканца Герарда ди Борго-Сан-Доннино «Введение в Вечное Евангелие» («Introductorius ad Evangelium Aeternum»), в котором утверждалось, что корпус сочинений Иоахима Флорского и есть явленное Вечное Евангелие, заменяющее собой Писание в эру Святого Духа, учение Иоахима Флорского о трёх «состояниях» было всецело осуждено Арльским собором (1263). Несмотря на осуждение, учение Иоахима Флорского распространилось в среде францисканцев-спиритуалов. Под влиянием идей Иоахима Флорского находились Р. Бэкон, Данте, Ф. Петрарка, Дж. Савонарола, Т. Мюнцер, Т. Кампанелла. Влияние взглядов Иоахима Флорского прослеживается в историософии Ф. В. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, О. Шпенглера, теософии Вл. С. Соловьёва, Д. С. Мережковского, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева.

Со времени понтификата папы Римского Гонория III (1216-27) Иоахим  Флорский почитается как блаженный Римско-католической церкви (день памяти - 30 марта).

Соч.: Liber Concordiae Novi et Veteris Testamenti. Venetiis, 1519. Phil., 1983; Expositio in Apocalypsim. Venetiis, 1527. Fr./М., 1964; Psalterium decem cordarum. Venetiis, 1527. Fr./М., 1965; Il Libro delle figure (Liber figurarum) / Ed. L. Tondelli, М. Reeves, В.Hirsch-Reich. Torino, 1953. Vol. 1-2; Согласование Нового и Ветхого Заветов // Антология средневековой мысли. М., 2002. Т. 1.

Лит.: Hirsch-Reich В. The figurae of Joachim of Fiore. Oxf., 1972; Mottu Н. La manifestation de l’Esprit selon Joachim de Flore. Р. е. а., 1977; Buonaiuti Е. Gioacchino da Fiore: i tempi, la vita, il messaggio. Cosenza, 1984; Керов В. Л. Идеи Апокалипсиса в средние века. М., 1994; Grundmann Н. Gioacchino da Fiore: vita е opere. Roma, 1997; Reeves М. Joachim of Fiore and the prophetic future. Stroud, 1999.

А. М. Шишков.