Иоанн де Грокейо

ИОАНН ДЕ ГРОКЕЙО, Иоанн де Грохео (Johannes de Grocheio, Grocheo), французский теоретик музыки (конец 13 века). Магистр Парижского университета, где усвоил новейшие достижения философии и теологии своего времени, в особенности «математических» дисциплин квадривия. Единственный сохранившийся трактат - «De musica» («О музыке»), план которого и логика рассмотрения объектов музыкальной науки свидетельствуют о стремлении Иоанна де Грокейо подражать философскому учению Аристотеля, в особенности его гилеморфизму (например, музыкальный интервал понимается как материя музыки и одновременно как форма, определяемая числом; в вокальной музыке текст рассматривается как материя, в которую «вводится» музыкальная форма, и т.д.). Иоанн де Грокейо даёт собственное амбивалентное определение музыки: как теоретической «науки о числе, отнесённом к звукам», и одновременно практического знания, понимаемого как свод рекомендаций при обучении музыканта. Отвергая традиционное, данное Боэцием деление музыки (mundana - «мировая», humana - «человеческая», Instrumentalis - «инструментальная»; смотри иронический пассаж Иоанна де Грокейо: «да и кто слышал, чтобы человеческий организм звучал?»), он предлагает собственную её классификацию по 3 типам: cantus publicus - «популярная музыка» (то есть музыка устной традиции); musica composita - «учёная музыка» (также называется «regularis», «canonica», «mensurata»; имеются в виду многоголосные формы: органум, гокет и наиболее сложная и изысканная - политекстовый мотет); cantus eccleciasticus - «церковная музыка» (также называется cantus planus - богослужебное одноголосное пение, «плавный распев»).

Реклама

Уникальна для Средневековья детализация звучавшей в то время в Париже светской бытовой музыки, нестрого подразделяемой им на simplex («простая»), civilis («отечественная», или «местная») и vulgaris («просторечная», то есть на «вульгарном» наречии; неверный традиционный перевод - «народная»). В последнюю категорию Иоанн де Грокейо включает шансон, эстампиду, рондо, «дукцию» (М. А. Салонов понимает этот термин как латинизацию названия общеевропейской танцевальной песни «каролы»), некоторые другие жанры музыки менестрелей. В обширной классификации музыкальных инструментов («естественным инструментом» Иоанн де Грокейо называет голос человека, «искусственным инструментом» - музыкальный инструмент в собственном смысле) он выделяет виелу, обладающую широчайшими художественными и техническими возможностями («хороший мастер сыграет на виеле любую мелодию, любую шансон и любую музыкальную форму вообще»). Среди ценных музыкально-теоретических наблюдений - чёткая дифференциация интервалов на «вертикальные» и «горизонтальные», для которой переосмысливаются традиционные термины «консонанс» и «конкорданс», и чрезвычайно редкая для средневековой науки констатация того, что многоголосная музыка не подчиняется законам ладовой организации церковной монодии.

Лит.: Rohloff Е. Die Quellenhandschriften zum Musiktraktat des Johannes de Grocheio. Lpz., 1972; Stockmann D. Musica vulgaris bei Johannes de Grocheo (Grocheio) // Beiträge zur Musikwissenschaft. 1983. Bd 25; F ladt Е. Die Musikauffassung des Johannes de Grocheo im Kontext der hochmittelalterlichen Aristoteles-Rezeption. Мünch., 1987; Лебедев С. Грокейо и Аристотель. Философские предпосылки трактата Иоанна де Грокейо «О музыке» // Старинная музыка в контексте современной культуры. М., 1989; Saponov М. Ductia und Cantus insertus bei Johannes de Grocheio // Beiträge zur Musikwissenschaft. 1990. Bd32; Сапонов М. Менестрели. М., 2004.

С. Н. Лебедев.