Иоанн Креститель

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ, Иоанн Предтеча (‘Ιωάννης Βαπτιστής) (умер около 29 нашей эры), в христианстве последний пророк, предтеча Христа Мессии, возвестивший о Его скором пришествии (Ин. 1:19-27), святой.

Иоанн КрестительУпомянут в Четвероевангелии, наиболее полный рассказ о рождении и жизни Иоанна Крестителя содержится в Евангелии от Луки. Сын Захарии, священника из Авиевой чреды, и Елисаветы, из рода Ааронова, состоявшей в родстве с Матерью Иисуса Христа Марией (смотри Богородица). О будущем рождении сына Захария узнал от ангела в момент каждения в храме, совершавшегося им по священническому жребию (Лк. 1:5-25). Местом рождения Иоанна Крестителя, произошедшего примерно за 6 месяцев до рождения Иисуса, называется «нагорная страна Иудейская» (Лк. 1:65). Рождению Иоанна Крестителя предшествовала встреча Елисаветы и Марии, когда младенец во чреве Елисаветы приветствовал грядущего Спасителя (Лк. 1:44). О годах отрочества и юности Иоанна Крестителя сведений нет, за исключением указания на постоянное пребывание его «в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80). В пятнадцатый год правления императора Тиберия Иоанн Креститель начал проповедь «по всей окрестной стране Иорданской» (Лк. 3:3). В основу проповеди был положен призыв к очищению и благотворению как предуготовлению к встрече грядущего Мессии: «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов...» (Лк. 3:3); «...я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16). В Вифаваре при Иордане Иоанн Креститель встретился с Иисусом, здесь произошло крещение Иисуса (Ин. 1:28- 34), ученики Иоанна Крестителя тогда же первыми обратились (пришли к вере) к Спасителю (Ин. 1:35-37). В своей проповеди Иоанн Креститель затрагивал злободневные проблемы религиозно-политической жизни иудейского населения Палестины, и прежде всего постыдное и оскверняющее с точки зрения иудейского религиозного закона (Книга Левит) сожительствование Ирода Антипы, четвертовластника в Иудее, с Иродиадой, женой его брата Филиппа, при жизни последнего. Проповедь Иоанна Крестителя о грядущем Мессии и резкая критика нравственного облика правителя Иудеи представляли существенную политическую угрозу. По приказу Ирода Иоанн Креститель был заключён в тюрьму (Лк. 3:19-20), где позднее был казнён. Евангельское изложение свидетельствует, что казнь Иоанна Крестителя (через усекновение главы) состоялась по требованию Саломеи, дочери Иродиады, специально наученной матерью просить голову Иоанна Крестителя как награду за исполненный на пиру Ирода танец (Мк. 6:21-29).

Реклама

Иоанн КрестительОписание пустынножительства Иоанна Крестителя, а также основных положений его проповеди позволяет заключить, что по религиозному мировоззрению он был близок к ессеям. На это указывают, в частности, мессианские и социальные аспекты проповеди, практика длительных постов в среде учеников Иоанна Крестителя, обусловившая их полемику с Иисусом (Мф. 9:14-15), использование ритуального омовения, осмысленного Иоанном Крестителем как элемент духовного предуготовления к пришествию Мессии.

Дни памяти в Русской православной церкви - 24 июня (7 июля) рождество, 29 августа (11 сентября) усекновение главы, 7(20) января, 24 февраля (9 марта), 25 мая (7 июня), 23 сентября (6 октября), 12(25) октября; в Римско-католической церкви - 24 июня, 29 августа, 24 февраля.

Иоанн КрестительИконография. Наиболее ранние изображения Иоанна Крестителя встречаются в росписях римских катакомб (в сцене Крещения Господня; 2-3 века), где он предстаёт в образе зрелого мужа с короткой бородой, одетый как философ-киник - в плащ-паллий или в препоясание на чреслах. С 4 века он изображается как пророк, в одеянии из верблюжьей (позднее - овечьей) шкуры, с кожаным поясом, в плаще, часто - с обнажёнными до колен ногами (икона из монастыря Святой Екатерины на Синае, 6 век, Музей искусств имени Б. и В. Ханенко, Киев). В дальнейшем встречается трактовка образа Иоанна Крестителя как учителя и проповедника (в композиции деисуса), одетого, подобно апостолам, в хитон и плащ-гиматий, обычно зелёного цвета (символ крещения и обновления). В византийском искусстве с 13 века появляется тип «Иоанн Креститель - Ангел пустыни», где святой наделён крыльями, символизирующими его девственность и напоминающими о словах Евангелия от Марка (1:2): «...вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем твоим, который приготовит путь твой пред тобою». Атрибуты Иоанна Крестителя - книга, агнец, посох, чаша (иногда с Жертвенным Младенцем или с отрубленной головой самого Иоанна Крестителя), в западной традиции также кувшин, раковина, акрида, блюдо с пчелиными сотами. Начиная с эпохи Ренессанса Иоанна Крестителя нередко изображали в виде полуобнажённого юноши (статуя Донателло и Дезидерио да Сеттиньяно, около 1450, Национальный музей Барджелло, Флоренция; картина «Иоанн Креститель с агнцем» Караваджо, 1601-02, Капитолийские музеи, Рим) или ребёнка, часто со Святым семейством (картон «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и святой Анной» Леонардо да Винчи, начало 1500-х годов, Национальная галерея, Лондон; «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» Рафаэля, 1507, Лувр, Париж), иногда с агнцем («Младенец Иоанн Креститель с агнцем» Б. Э. Мурильо, 1660-1665, Национальная галерея, Лондон). Отдельные сцены жития Иоанна Крестителя с 4 века известны в росписях и мозаиках баптистериев, с 6 века - в миниатюрах рукописей (Евангелие Раввулы, 586, Библиотека Лауренциана, Флоренция). Житийные циклы встречаются в храмах, посвящённых Иоанну Крестителю (фрески алтарной капеллы собора Санто-Стефано в Прато Филиппо Липпи, 1452-66), в диаконниках византийской и русской церквей (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде, 1125), в житийных иконах («Святой Иоанн Предтеча в пустыне», монастырь Святой Екатерины на Синае, конец 12 века; «Святой Иоанн Предтеча - Ангел пустыни, с житием в 24 клеймах», 1-я четверть 17 века, Музей-заповедник «Коломенское», Москва). Циклы, как правило, включают сюжеты с обретением главы Иоанна Крестителя, причём второе и третье обретения объединяются.

Распространёнными самостоятельными сюжетами иконописи и живописи стали «Рождество Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Усекновенная глава Иоанна Крестителя» [в поствизантийской и русской иконописи её изображают лежащей в чаше или на блюде; в западноевропейской традиции её несёт Саломея («Саломея с головой Иоанна Крестителя» Л. Кранаха Старшего, около 1530, Музей изобразительных искусств, Будапешт; то же - Г. Рени, 1639, Национальная галерея Корсини, Рим)]. В 19 веке к образу Иоанна Крестителя обращались редко («Усекновение главы Иоанна Крестителя» П. Пюви де Шаванна, 1869, Национальная галерея, Лондон; «Иоанн Креститель» О. Родена, 1878-80, Музей Виктории и Альберта, Лондон).

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель. Деисусный чин. Фрагмент. Мозаика. 2-я половина 12 века. Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбул).

Лит.: Каменнов В. Иконография св. Иоанна Крестителя в восточной и западной церкви // Православный собеседник. 1887. Июнь. Июль. Сентябрь; Sdrakas Е. D. Johannes der Тäufer in der Kunst des christlichen Ostens. Мünch., 1947; Masseron А. St. Jean Baptiste dans l’Art. Р., 1957; Stegemann Я. Die Essener, Qumran, Johannes der Тäufer und Jesus. Ein Sachbuch. Freiburg, 1993; Taylor J. Е. John the Baptist within Second Temple Judaism. L., 1997; Mtiller Ch. G. Mehr als ein Prophet. Die Charakterzeichnung Johannes des Тäufers im lukanischen Erzählwerk. Freiburg, 2001; Мüller U. В. Johannes der Тäufer: jüdischer Prophet und Wegbereiter Jesu. Lpz., 2002.

И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).