Иоанн Скот Эриугена

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Iohannes Scottus Eriugena) (начало 9 века - после 870), средневековый философ. Выходец из Ирландии, жил и работал при дворе франкского короля Карла II Лысого. Современники звали Иоанна «Скоттом» (тогда это означало «ирландец») и «Скоттигеной» («скоттом по рождению»). Лишь однажды он сам назвал себя «Эриугена» («ирландец по рождению»), но нет свидетельств тому, что какой-либо именовал его так при жизни. К периоду преподавания им свободных искусств (830-850) относятся его школьные комментарии: примечания к Марциану Капелле, глоссы на «Установления грамматики» Присциана и книги Ветхого Завета. В 851 году он пишет трактат «О божественном предопределении», опровергающий учение Готшалка о двойном предопределении (одних к спасению, других к осуждению): Бог мыслит и творит только благо, зло - лишь умаление добра, несущее, небытие; грех и смерть суть собственное удаление человека от Бога, так что наказание - естественное и неизбежное следствие греха, который «казнит сам себя». В 1-й половине 860-х годов Иоанн Скот Эриугена переводит весь корпус сочинений Дионисия Ареопагита, две работы Максима Исповедника - «Ambigua ad Iohannem» («К Иоанну о трудных местах (у Григория Богослова)») и «Вопросоответы к Фалассию», а также «Об устроении человека» Григория Нисского. Эти тексты, особенно переводы Ареопагитик, оказали сильное влияние на западную интеллектуальную традицию.

Реклама

Наиболее плодотворным знакомство с восточной мыслью оказалось для самого Иоанна Скота Эриугены - достигнутый им синтез латинской (Марий Викторин, Августин, Амвросий Медиоланский и др.) и греческой философско-богословских традиций реализован в грандиозном метафизическом диалоге, выпущенном им под греческим титулом Περί φύσεων («Пери фюсеон», греческий «О природах»; возможно, название, как и авторский псевдоним Эриугена, отсылает к почитавшемуся им Оригену и его главной философской работе Περί αρχών - «О началах»); лишь в издании 17 века трактат получил латинский заголовок «De divisione naturae» («О разделении природы»). Термин «природа» имеет у Иоанна Скота Эриугены множество значений: «всеобщая природа», охватывающая Творца и творение; только тварное бытие; в более узком смысле - человеческая, ангельская и другие «природы». Главное деление «всеобщей природы» двухчастно: «то, что есть, и то, что не есть» (то есть вещи, доступные человеческому уму, и вещи, лежащие за пределом его познавательных возможностей).

В иерархической структуре бытия различаются четыре вида «всеобщей природы»: 1) природа, которая «творит и не творится» (Бог как Творец); 2) природа, которая «творится и творит» (находящиеся в Божественном уме идеи и причины всех вещей); 3) природа, которая «творится и не творит» (вещи чувственного мира); 4) природа, которая «не творит и не творится» (Бог как конечная цель мирового развития, когда всё тварное возвратится в Бога). Таким образом, в этой онтологической схеме присутствует и традиционная неоплатоническая триада «пребывание, исхождение, возвращение». Иоанн Скот Эриугена использует также заимствованное у Максима Исповедника последовательное пятичастное деление «всеобщей природы» (методом диэрезы), составляющее квазилогическое древо: нетварное / тварное; умопостигаемое / чувственное; небо / земля; рай / обитаемая земля; мужское / женское).

В концепции Иоанна Скота Эриугены Бог одновременно имманентен и трансцендентен миру, так же как тварная природа есть одновременно эманация Божества и его теофания. Видимая Вселенная - только промежуточный момент Божественного бытия; процесс ниспадения по ступеням бытия сопровождается делением и умножением сущего, убыванием творческой потенции. Исхождение из Бога должно будет смениться возвращением к Нему, когда все разделённые природы будут объединяться; при этом низшее, не утрачивая своей индивидуальной субстанции, включается в высшее. В конце мира всё чувственное превратится в духовное, последовательно будут преодолены все пять делений природы (пока это совершено только в воскресшем Христе). Восстановление всей человеческой и ангельской природы произойдёт в силу естественного развития событий, и только обожение святых осуществится по благодати. Истинной и единственной субстанцией всех вещей является Божественное знание, в котором сотворены и вечно пребывают все вещи. Человек - это «некое умное понятие, от века сотворённое в уме Бога», человечество в своём идеальном состоянии (до грехопадения) заключает в себе весь мир, поэтому воплощение Христа имеет космическое значение: в Нём с Богом воссоединяется и восстанавливается весь мир. В целом для системы Иоанна Скота Эриугены характерны космический оптимизм, безусловное признание свободы человеческой воли и личной ответственности индивида. В изложении большую роль играют поэтические образы (и риторика вообще), а также аллегорическая экзегеза.

Во 2-й половине 860-х годов Иоанн Скот Эриугена пишет богословские «Изъяснения "Небесной иерархии"» Дионисия Ареопагита, где истолковывает учение об анагогической (возводящей) функции чувственных образов и символических изображений при познании высшей реальности, в 870/871 - гомилию на пролог Евангелия от Иоанна, представляющую собой сочетание экзегезы, гомилетики и художественной прозы (чрезвычайно популярная вплоть до 18 века, во многих рукописях она приписывалась Оригену). Сочинения Иоанна Скота Эриугены, прежде всего, его «Пери фюсеон», оказали значительное влияние на позднюю каролингскую мысль и культуру (школы Лана, Осерра, Санкт-Галлена). Идеи его трактата популяризовал Гонорий Августадунский (умер после 1139) в сочинении «Clavis physicae». «Пери фюсеон» был осуждён специальной папской буллой в 1225 году, а в 1684 внесён в «Индекс запрещённых книг». Однако подспудное влияние его сохранялось на протяжении всего Средневековья вплоть до Майстера Экхарта и Николая Кузанского.

Соч.: Migne, PL. Т. 122; Annotationes in Marcianum / Ed. С. Lutz. Camb. (Mass.), 1939; Homilia / Ed. Е. Jeauneau. Р., 1969; Поэзия // Памятники средневековой латинской литературы IV-IX века М., 1970; Commentarius in Evangelium Iohannis / Ed. Е. Jeauneau. Р., 1972; Expositiones in Ierarchiam coelestem / Ed. J. Barbet. Turnhout, 1975; De divina praedestinatione / Ed. G. Madec. Turnhout, 1978; Carmina / Ed. М. Herren. Dublin, 1993; Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна / Пер. и вступ. ст. В. В. Петрова. М., 1995; Фрагменты из [О божественном предопределении] // Знание за пределами науки. М., 1996; Periphyseon / Ed. Е. Jeauneau. Turnhout, 1996-2003. Libri 1-5; Перифюсеон / Пер. В. В. Петрова [из кн. I] // Философия природы в античности и в средние века. М., 2000; То же // Историко-философский ежегодник 2000. М., 2002; [из кн. II] // Историко-философский ежегодник 2003. М., 2004; То же // Точки / Puncta. 2006. Т. 6. №1/2; [из кн. III] // Средние века. М., 1994-1995. Т. 57-58.

Лит.: Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898. М., 1998; Jeauneau Е. Études érigéniennes. Р., 1987; idem. Tendenda vela. Turnhout, 2007; О’Meara J. Eriugena. Oxf., 1988; Moran D. The philosophy of John Scottus Eriugena. Camb.; N. Y., 1989; Otten W. The anthropology of Johannes Scottus Eriugena. Leiden; N. Y., 1991; Петров В. В. Тотальность «природы» и методы ее исследования в «Перифюсеон» Эриугены. Каролингские школьные тексты: глоссы из круга Иоанна Скотта и Ремигия из Осерра // Философия природы в античности и в средние века. М., 2000; он же. Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века. М., 2005.

В. В. Петров.