Иосиф (патриарх Московский)
ИОСИФ [не ранее 1550-х годов, Владимир-на-Клязьме - 15(25).4.1652, Москва], патриарх Московский и всея Руси (1642- 1652). С 1639 года архимандрит московский Симонова монастыря. В марте 1642 избран на патриарший престол с титулом «Великий Господин». Большое значение придавал строгому исполнению церковных уставов и распоряжений как духовенством, так и мирянами. Вступив на патриаршую кафедру, обратился к пастве с поучением, содержащим три частных послания. В первом - «Поучение великаго господина святейшаго Йосифа, патриарха Московскаго и всея Великия Русии, архиереом и священноиноком, и мирским иереом, и всему священному чину» - патриарх Иосиф обращается к духовенству с призывом послушания церковным властям. Второе послание - «Поучение христолюбивым князем и судиям и всем православным христианом» - порицает современников за их нечестие и убеждает их в необходимости исправления своей жизни. Третье послание патриарха Иосифа - «Посем еще паки рцем к чистителем иереом христианскаго народачем» - содержит наставления канонического характера. В 1644 участвовал в полемике о вере с лютеранами, обусловленной предполагаемым браком царевны Ирины Михайловны (1627-79) с датским принцем Вольдемаром [сын датского короля Кристиана IV (1577-1648)]. Выступал против возглавляемого царским духовником протопопом Стефаном Вонифатьевым кружка «боголюбцев», безуспешно борясь с введением в русской Церкви «единогласия» (единогласного церковного пения и чтения). В 1649 году созвал церковный собор, участники которого осудили «единогласие». Однако царь Алексей Михайлович не утвердил данного соборного определения. Вынужден был допустить создание в 1649 Монастырского приказа, ущемившего патриаршие права. В 1651 на соборе по вопросу воссоединения Украины с Россией выступил с поддержкой объединительных планов.
Реклама
По некоторым данным, при Иосифе было издано около 36 новых церковно-образовательных книг. В 1648 вышла в свет «Грамматика славянская» Мелетия (Смотрицкого). Кроме того, были напечатаны творения многих отцов Церкви, сборники полемическо-апологетического содержания («Соборник о чести святых икон и о поклонении», «Кириллова книга»), направленные против учения католиков и протестантов. В 1649 был подготовлен к печати «в научение детям» «Краткий катехизис» митрополита Петра Могилы. При Иосифе московские «справщики» совместно с киевскими монахами Арсением Сатановским и Епифанием Славинецким начали сличение богослужебных книг русского письма с греческими богослужебными текстами.
В годы патриаршества Иосифа были открыты мощи преподобных Саввы Звенигородского, Александра Свирского и благоверного князя Георгия Всеволодовича, благоверной княгини Анны Кашинской; перенесены в кремлёвский Успенский собор мощи патриархов Иова, Гермогена и митрополита Филиппа. Погребён Иосиф в Успенском соборе Московского Кремля.
Лит.: Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги: материал для истории книжной справы в 17 столетии. М., 1883; Богословский М. С., протоиерей, Московская иерархия. Патриархи. М., 1895; Арсений (Иващенко А. И.), епископ Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова до 1898 г. СПб., 1899; Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6; Богданов А. П. Русские патриархи (1589-1700). М., 1999. Т. 1.
С. П. Зверев.