Иосиф Волоцкий

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (Иван Иванович Санин) (12.11.1439 - 9.9.1515, Иосифо-Волоцкий монастырь), церковный деятель, духовный писатель, святой Русской православной церкви.

Происходил из семьи небогатого волоколамского землевладельца. Среди родственников Иосифа Волоцкого было много крупных церковных деятелей и писателей [архиепископ Ростовский Вассиан Санин (умер в 1515), Досифей Топорков (умер около 1547) и др.]. В 1446 году Иосиф Волоцкий был отдан «в науки» к старцу волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению Леженке. В 1460 принял постриг в основанном Пафнутием Боровским калужском монастыре Рождества Богородицы (основан в 1444). После смерти Пафнутия стал настоятелем монастыря, однако в 1479, из-за конфликта с великим князем Иваном III Васильевичем и недовольства братии введением строгого общежительного устава, оставил игуменство и после хождения по русским монастырям основал Иосифо-Волоцкий монастырь, ставший в конце 15 - 1-й половине 16 века крупным церковно-политическим и культурным центром Руси.

Иосиф Волоцкий С именем Иосифа Волоцкого традиционно связывают истоки особого направления русской общественной мысли - иосифлянства (смотри Иосифляне). На соборе 1503 года выступил против нестяжателей, обосновав учение о неотчуждаемости имуществ Церкви. В качестве практического аргумента в пользу монастырской собственности Иосиф Волоцкий указывал на то, что в богатые монастыри идут люди благородного происхождения, способные впоследствии занять епископские кафедры. Действительно, многие представители русского епископата 16 века были пострижены в Иосифо-Волоцком монастыре. Иосифу Волоцкому удалось убедить Ивана III Васильевича отказаться от секуляризации церковных земель. Иосиф Волоцкий принял активное участие в борьбе с ересью «жидовствующих», составив первое в истории русской богословской мысли апологетическое и полемическое сочинение, где в яркой и динамичной форме изложены основы православного вероучения. В 1507 году из-за конфликта с князем Фёдором Волоцким (1476-1513), предъявившим монастырю феодальные претензии, обратился к Василию III Ивановичу, прося избавить монастырь от «удельного насильства» и принять в «своё великое государство». Конфликт разрешился в пользу Иосифа Волоцкого.

Реклама

Среди сочинений Иосифа Волоцкого центральное место занимает «Просветитель» («Книга на еретиков»). Основное содержание книги - опровержение мнений «жидовствующих» и последовательная защита догматов православной веры: о Троице, о Боговоплощении, о почитании икон, о святоотеческом учении, о сроках конца света, об институте монашества и т.д. «Устав» содержит описание организации строгого монашеского общежития. Непреходящее значение для древнерусской эстетики имели адресованные иконописцу Дионисию три слова об иконах, оказавшие влияние на фрески Ферапонтова монастыря.

Жития Иосифа Волоцкого были созданы епископом Саввой Чёрным (умер в 1554) и сербским духовным писателем Львом Филологом (умер не ранее 1534); ценные сведения об Иосифе Волоцком содержат «Надгробное слово» и Волоколамский патерик, составленные около 1546-47 племянником Иосифа Волоцкого - Досифеем Топорковым.

Дни памяти - 9(22) сентября и 18(31) октября.

Соч.: Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Казань, 1857; [Послания] // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.; Л., 1955; Послания. М.; Л., 1959.

Лит.: Булгаков Н. А. Преподобный Иосиф Волоколамский. СПб., 1865; Хрущов И. П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI в. М.; Л., 1947; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в. М.; Л., 1960; Еремин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики. М.; Л., 1966; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV - XVI вв.). М., 1977; Золотухина Н. М. Иосиф Волоцкий. М., 1981; Алексеев А. И. Под знаком конца времен. СПб., 2002.

Л. Л. Ольшевская, С. Н. Травников, А. М. Ранчин.