Иргизские монастыри
ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ, старообрядческие монастыри (2-я половина 18 - 1-я половина 19 века), располагавшиеся на землях Саратовского Заволжья, по реке Большой Иргиз (ныне Саратовская область); в юридическом отношении являлись обществами «поселян» дворцового, затем удельного ведомства.
Иргизские монастыри возникли в 1762 году по манифесту императрицы Екатерины II, когда старообрядцам-переселенцам (преимущественно с Ветки) на степном левобережье реки Волга было выделено 70 тысяч десятин земли. Переселенцы на 6 лет освобождались от всех податей и работ. Впоследствии ветковские старообрядцы (120 семейств) основали сёла Балаково, Криволучье, Каменка и Мечетная (современный город Пугачёв Саратовской области), близ которых устроили скиты: в 50 км вверх по Большому Иргизу от его устья - Авраамиев скит (1762), выше по течению - Исаакиев и Пахомиев скиты, названные по именам их основателей. Вскоре близ Исаакиева мужского скита монахиня Маргарита основала женский скит, около Пахомиева мужского скита возник Анфисин женский скит (1783). Превращению скитов в процветающие обители способствовали переселенец с Ветки монах Сергий (в миру московский купеческий сын Симон Петрович Юршев), получивший от властей в 1780 году разрешение на совершение богослужений, а также купец, первый городской голова Волгска (ныне Вольск) В. А. Злобин (1750-1816). Авраамиев скит с возведением в нём Воскресенской церкви стал именоваться Нижне-Воскресенским монастырем, Исаакиев скит после строительства Успенского храма - Верхне-Успенским монастырем, а с возведением в 1804 Преображенского собора - Верхне-Спасо-Преображенским монастырем. После возведения Никольской церкви Пахомиев скит был преобразован в Средне-Никольский монастырь; Маргаритин скит - в Покровский женский монастырь, Анфисин скит - в Средне-Успенский женский монастырь. Став настоятелем Верхне-Успенской обители, Сергий (Юршев) подготовил общежительные уставы для других монастырей.
Реклама
В 1797 году иноки иргизских монастырей были освобождены от рекрутской повинности. В 1-й четверти 19 века иргизские монастыри достигли значительного благосостояния, владели 121,2 тысячами десятин земли, имели несколько великолепно украшенных церквей, библиотеку, более 500 келий. К 1828 общая численность монашествующих достигла 3000 человек (по отдельным обителям от 100 до 700). Настоятели и настоятельницы, избиравшиеся сообща всеми монастырями, утверждались гражданской властью и считались ответственными представителями своих обителей с правами и обязанностями сельских старост. Помощниками настоятелей и настоятельниц в управлении монастырями были соборные старцы и старицы.
До 1830-х годов иргизские монастыри оставались главным центром, в котором иереи, рукоположенные в РПЦ, присоединялись к староверию, а затем направлялись на приходы (смотри Беглопоповцы). По Высочайше утверждённым правилам «О попах и молитвенных домах» (1822) старообрядцам разрешалось содержать при своих часовнях «беглых попов».
Гражданские и церковные власти на первых порах лояльно относились к этому крупному старообрядческому центру. Ситуация изменилась в царствование императора Николая I, стремившегося сократить влияние старообрядцев. В 1828 году старообрядческим священникам было запрещено менять место служения, а иргизские монастыри лишились возможности принимать новых насельников. В том же году иноки Нижне-Воскресенского монастыря в присутствии саратовского губернатора князя Голицына дали подписку, что принимают единоверие; в 1829 Нижне-Воскресенский монастырь официально стал единоверческим, 60 упорствовавших монахов сданы в солдаты или сосланы в Сибирь. Присоединение к единоверию Средне-Никольского мужского (с 1841 - женского) монастыря происходило в феврале - марте 1837 с применением военной силы. В том же году был упразднён Средне-Успенский женский монастырь. В 1841 обращён в единоверческий Верхне-Спасо-Преображенский монастырь. Впоследствии Воскресенская и Преображенская обители были приравнены к православным монастырям 3-го класса. В Нижне-Воскресенском монастыре в 1863 на месте разобранной деревянной церкви Рождества Богородицы возведён новый храм. В 1897 в монастыре было построено здание для училища. Нижне-Воскресенский монастырь был закрыт в 1918, вскоре древняя Воскресенская церковь сгорела, впоследствии разобран каменный храм Рождества Богородицы. Немногочисленная братия пыталась сохранить обитель под видом трудовой артели, однако недолго. В 1918 году Никольский монастырь закрыли, но монашеская жизнь продолжалась в нём ещё несколько лет. Огромное количество ценных рукописных книг, облачений, предметов церковной утвари было уничтожено.
В 2000 году открыт Никольский женский монастырь РПЦ (бывший Средне-Никольский монастырь) в посёлке Мопр Пугачёвского района Саратовской области, в 2005 - Иргизский Воскресенский монастырь РПЦ (бывший Нижне-Воскресенский монастырь) в селе Криволучье-Сура Балаковского района Саратовской области.
Лит.: Добротворский И. М. Исторические сведения об иргизских мнимостарообрядческих монастырях до обращения их к единоверию // Православный собеседник. 1857. Кн. 2-3; Соколов Н. С. Раскол в Саратовском крае. Саратов, 1888; Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. 2-е изд. СПб., 1895; Мордовцев Д. Л. Последние годы существования иргизских раскольнических общин // Мордовцев Д. Л. Собр. соч. М., 1995. Т. 6; Рыков Ю. Д. Новонайденная Повесть о разорении Иргизского Средне-Никольского монастыря в 1837 г. // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 1999; Полозов С. П. Из истории прииргизского старообрядчества XVIII-XIX вв. // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Новокузнецк, 2004. Вып. 3; Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. М., 2006. Т. 1-2; Ряжев А. С. «Просвещенный абсолютизм» и старообрядцы: 2-я половина XVIII - начало XIX в. Тольятти, 2006. Ч. 1-2.
Е. А. Агеева.