Иринeй Лионский
ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (греческий Ειρηναίος, латинский Irenaeus) [между 120 и 140, Малая Азия - около 202, вероятно, Лугдунум (ныне Лион, Франция)], епископ Лугдунума (177 или 178 - около 202), христианский богослов, отец Церкви.
По происхождению грек (по другой версии, сириец). В юности жил в Смирне (ныне Измир, Турция), где учился у святого Поликарпа Смирнского, которого, вероятно, сопровождал в поездке в Рим (155). Там Ириней Лионский, по-видимому, учился у святого Иустина Философа, а затем отправился миссионером в Галлию. После 164 года был рукоположен в пресвитеры епископом Лугдунума Пофином (или Фотином), по поручению которого в 177 году отвёз в Рим письмо галльских исповедников папе Элевтерию о ереси монтанистов (смотри Монтанизм). По возвращении сменил на кафедре Лугдунума принявшего мученическую кончину Пофина. Ириней Лионский успешно проповедовал в Лугдунуме, а также посылал миссионеров в другие области Южной Галлии. Выступил посредником в споре папы Римского Виктора I с малоазийскими епископами по поводу даты празднования Пасхи. Согласно преданию, излагаемому, в частности, Григорием Турским (История франков, I, 29), принял мученическую смерть во время гонений на христиан при римском императоре Септимии Севере.
Реклама
Из многочисленные трудов Иринея Лионского, написанных на греческом языке, полностью сохранились два: «Доказательство апостольской проповеди» (известно лишь в переводе на армянский язык, сделанном в 7-8 веках) и «Обличение и опровержение лжеименного знания» (другое название «Против ересей»; в латинском переводе рубежа 2-3 века под заглавием «Adversus haereses»; известны также фрагменты греческого оригинала и переводов на армянский и сирийский языки). Из остальных сочинений до настоящего времени дошли лишь отдельные цитаты у других авторов или названия.
В труде «Доказательство апостольской проповеди», адресованном некоему Маркиану, Ириней Лионский обосновывает истинность христианского учения, опираясь на текст Ветхого Завета. Трактат «Против ересей» (написан между 172 и 190) посвящен, прежде всего, критике учений гностиков (смотри Гностицизм). В первой из пяти книг автор излагает основы учения Валентина и его последователей - сведения, подтвердившиеся при находке гностической библиотеки близ Наг-Хаммади (смотри Наг-Хаммади рукописи). Вторая посвящена опровержению гностического учения, третья - различиям между христианами и гностиками в понимании церковного предания, а также Священному Писанию (в частности, Ириней Лионский отверг гностические «евангелия» и объявил Писанием Церкви четыре Евангелия, впоследствии вошедшие в канон). В четвёртой книге Ириней Лионский опровергает учение Маркиона (смотри Маркионизм), затрагивает различные вопросы христианского вероучения, в пятой спорит с гностиками, признававшими лишь воскресение души: этому взгляду он противопоставляет христианский взгляд, говорящий о целокупном воскресении человека - как души, так и тела.
Несмотря на знакомство с трудами античных философов, Ириней Лионский в полемике с гностиками опирался прежде всего на Священное Писание и Священное Предание, делая акцент на единстве Церкви и её вероучения. Он настаивает на особой значимости, так называемых апостольских, т. е. принявших христианство из рук апостолов, церквей, являющихся для него наглядным доказательством преемственности церковного предания.
Особое значение имеет учение Иринея Лионского о «рекапитуляции» (возглавлении заново) человечества в Иисусе Христе, развивающее учение апостола Павла о Христе как Новом Адаме.
День памяти в Русской православной церкви - 23 августа (5 сентября), в Римско-католической церкви - 28 июня.
Соч.: Migne PG. Т. 7; Творения. 2-е изд. М., 1900. М., 1996; Schrift zum Erweise der apostolischen Verkündigung... / Hrsg. К. Ter-Mekerttschian, Е. Ter-Minassiantz. В., 1907; Contre les hérésies / Éd. А. Rousseau, L. Doutreleau. Р., 1969-2002-. Vol. 1-8-.
Лит.: Гусев Д. Догматическая система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями второго века // Православный собеседник. 1874. Ч. 2. № 7; Ч. 3. № 9; Киановский В., свящ. Эсхатология св. Иринея Лионского в связи с современными ему эсхатологическими воззрениями (хилиазм и гностицизм). Хар., 1912; Федченков С. А. Св. Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность. Сергиев Посад, 1917; Fantinо J. La théologie d’Irénéе. Р., 1994; Osborn Е. Irenaeus of Lyons. Camb., 2001; Сагарда Н. И. Лекции по патрологии, I-IV вв. М., 2004.