Исидор

ИСИДОР (конец 14 века или начало 15 века, Монемвасия, по другим данным, Фессалоники - 1462 или 1463, по другим данным, 1472, Рим), митрополит Киевский и всея Руси (1437-41), церковный деятель.

По происхождению грек, по другим данным, болгарин. Получил образование в Константинополе. Подвизался в монастырь Архистратига Михаила в Монемвасии (ныне Греция). В 1433-35 годах участвовал в посольстве византийского императора Иоанна VIII Палеолога на Базельский собор, где обсуждался вопрос о возможности заключения церковной унии и организации совместной обороны византийских рубежей в связи с турецкой угрозой. Был игуменом монастыря Святого Димитрия в Константинополе; в 1437 патриархом Константинопольским Иосифом II (1416-39) поставлен на русскую митрополичью кафедру. По приезде в Москву (в апреле 1437) был неприязненно встречен великим князем московским Василием II Васильевичем Тёмным, выдвинувшим на митрополичью кафедру своего ставленника - будущего митрополита Иону, и русским духовенством, однако сумел убедить великого князя в необходимости поддержки унии для спасения Византии и греческого православия. Получив от Василия II деньги и свиту, в сентябре 1437 выехал на церковный собор в Италию. В августе 1438 года находился в Ферраре, где участвовал в заседаниях собора, вёл переговоры с католическим духовенством. В 1439 вместе с собором продолжил работу во Флоренции (смотри Ферраро-Флорентийский собор). На соборе как представитель от русской митрополичьей кафедры, а также Антиохийской церкви был выбран от греческой стороны для ведения прений об унии наряду с Марком Эфесским и Виссарионом Никейским. Активно поддерживал план принятия унии на условиях, предложенных папой Римским Евгением IV. На договоре об унии (июль 1439) оставил запись: «Подписуюсь с любовью и одобрением». Тогда же получил звание апостолического легата для церковных провинций Литвы, Ливонии, всей Руси и Галиции.

Реклама

В конце 1439 года был возведён в кардинал-епископы Сиены, отправился в обратный путь на Русь; весной 1441 прибыл в Москву. Во время первого богослужения в Успенском соборе Московского Кремля приказал нести перед собой католический крест, первым поминать на литургии папу Римского, а также огласить акт об унии, принятый на Ферраро-Флорентийском соборе. По приказу Василия II был арестован и заключён в Чудов монастырь в Кремле. Был осуждён на соборе духовенства Русской церкви (1441), но не покаялся и от унии не отрёкся. В сентябре 1441 бежал в Тверь, затем через Литву в Италию. Отправленный папой Римским Николаем V (1447-55) в Константинополь для заключения «духовного мира» между греко-православной и католической церквами, Исидор стал свидетелем и участником обороны и падения города в мае 1453; был взят в плен. Позднее вернулся в Рим, где в 1458 или 1459 был удостоен папой Римским Пием II (1458-64) номинального сана патриарха Константинопольского. Известен как автор послания (на русском языке) в город Холм (ныне Хелм, Польша) в защиту земельных владений православного священника, ряда писем и донесений в адрес Римской курии, в том числе о церковной и государственной жизни позднепалеологовской Византии, о падении Константинополя; участвовал в переписке с крупнейшими представителями итальянского Возрождения.

Лит.: Пирлинг П. О. Россия и папский престол. М., 1912. Кн. 1; Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959. Т. 1; Рамм Б. Я. Папство и Русь в Х-XV вв. М.; Л., 1959; Фонкич Б. Л. Греко-русские культурные связи в XV-XVII вв. М., 1977; Зноско К. Исторический очерк церковной унии. М., 1993; Малинин В. А. Русь и Запад. Калуга, 2000.

Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников.