Исидор Севильский

Исидор СевильскийИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Испанский (латинский - Isidorus Hispalensis) (между 560 и 570, Картаго-Нова, ныне Картахена, Испания - 4.4.636, Севилья), епископ Севильи (около 600-636), богослов, учёный-энциклопедист, один из учителей Церкви. Из влиятельной семьи, переселившейся в Севилью из Картаго-Новы. Старшие братья Исидора Севильского, Леандр, епископ Севильский, и Фульгенций, епископ Астиги (Эсиха), а также сестра Флорентина впоследствии были причислены к лику святых. Образование получил в Севилье под руководством брата Леандра. Изучал предметы тривиума и квадривиума (смотри Семь свободных искусств), владел латинским, греческим и, возможно, еврейским языками. В области духовного воспитания также всецело находился под влиянием брата Леандра, одного из наиболее последовательных противников арианства, вдохновителя прокафолической религиозной политики короля Рекареда I (586-601), закреплённой 3-м Толедским собором (589). Около 589 принял постриг. Наследовав Леандру на Севильской кафедре (около 600), Исидор Севильский активно участвовал в политической жизни Толедского государства, являясь приверженцем и продолжателем политики старшего брата, направленной на внутреннюю этническую и религиозно-политическую консолидацию государства на основе кафолического исповедания, формулировки концепта королевской власти и её отношения с епископатом. В русле этой политики принимались решения созванных при непосредственном участии Исидора Севильского 2-го Севильского (619) и особенно 4-го Толедского (633) соборов. На последнем, наряду с обсуждением вопросов литургии и церковной дисциплины, было вынесено определение об избрании короля общим собранием знати (primates gentis) и епископата (75-й канон). Исидору Севильскому принадлежит также формулировка политической этимологии королевской власти: для Исидора Севильского король - верный вершитель закона, а слова тех (царь) и recte (верно) - этимологические константы одного явления. До самой кончины Исидор Севильский оказывал значительное влияние на политические процессы в правление нескольких королей: Лиувы II, Виттериха, Гундемара, Сисебута (ученик Исидора Севильского), Рекареда II, Свинтилы и Сисенанда (узурпация которым престола не могла быть узаконена без согласия епископа Севильского), занимался просветительной деятельностью, способствовал организации библиотек и скрипториев. Будучи сторонником сохранения и приспособления античного культурного наследия к нуждам эпохи, собрал в Севилье богатейшую библиотеку, в которой Библия и сочинения отцов Церкви соседствовали с обширным собранием произведений языческих авторов. На 4-м Толедском соборе, по настоянию Исидора Севильского, было принято решение об организации в каждой епархии при епископском соборе школы, в которой бы преподавались греческий и еврейский языки, а также свободные искусства.

Реклама

Литературное наследие Исидора Севильского составляют произведения самых различных жанров: историческое сочинение «О происхождении готов, царстве свебов и истории вандалов» («De origine Gothorum et regno Sueborum et Vandalorum»), собрание биографий выдающихся людей «О славных мужах» («De viris illustribus»), трактат о небесных явлениях и о земле «О природе вещей» («De natura rerum»), словарь светских и церковных синонимов «Различия» («Differentiarum»), сочинения на различные теологические темы и др. Главный литературный труд Исидора Севильского - «Этимологии, или Начала» («Etymologiae sive Origines»): грандиозная энциклопедия, состоящая из 20 книг и охватывающая все известные к тому времени области знания. Основными литературными источниками для Исидора Севильского являлись сочинения отцов Церкви, латинских грамматиков Сервия (5 век) и Элия Доната (4 век). Каждый раздел книги начинается с определения или описания этимологии рассматриваемого понятия, отсюда происходит название произведения. В «Этимологиях» значительную разработку получили вопросы теории словесности и музыки. В 1-2-й книгах изложено учение о тропах и фигурах речи, о метрике, дано определение прозы, фабулы и других понятий словесного искусства. Учение о музыке включено в 3-ю книгу. Исидор Севильский поддерживает 3-частную классификацию музыки по Кассиодору («гармоника», «ритмика» и «метрика») и по Августину [«гармоника», «органика» (музыка для духовых инструментов) и «метрика»]; пифагорейское представление о музыкальной гармонии как основе универсума нашло выражение в знаменитой фразе: «Без музыки никакое учение не может быть совершенным, ибо ничто не существует вне музыки» (книга 3, глава 17). В трактате Исидора Севильского «О церковных службах» содержится первое в западноевропейской истории определение и характеристика антифонного и респонсорного пения. В средние века «Этимологии» Исидора Севильского были очень популярны (до нашего времени дошло свыше 1000 рукописных экземпляров) и служили одним из главных источников знаний о мире.

Исидор Севильский канонизирован Римско-католической церковью в 1598 году, а в 1722 папой Римским Иннокентием XIII (1721-24) объявлен учителем Церкви. День памяти в западной Церкви - 4 апреля.

Соч.: Migne PL. Т. 81-83; Etymologiarum sive originum: libri XX / Ed. W. М. Lindsay. Oxf., 1911. Vol. 1-2. Oxf., 1987; Traité de la nature / Ed. J. Fontaine. Bordeaux, 1960; Этимологии, или Начала в XX книгах. СПб., 2006. [Т. 1]: Кн. I-III. Семь свободных искусств.

Лит.: Isidoriana / Hrsg. von М. С. Diaz у Diaz. Leon, 1961 ; Diesner Н. J. Isidor von Sevilla und seine Zeit. Stuttg., 1973; Fontaine J. Tradition et actualité chez Isidore de Séville. [L.], 1988.

Д. В. Зайцев, А. И. Солопов, Е. С. Цыпилёва.