Испаноамериканцы
ИСПАНОАМЕРИКАНЦЫ (Spanish Americans, Spanish-speaking Americans или Spanish-surnamed Americans, Hispanic, Latino), этническая общность в составе американцев. Численность 44,3 миллиона человек (2006, оценка American Community Survey), или 14,8% населения США. Из них выходцы из Мексики (мексикано-американцы, или чикано) составляют 28,3 миллиона человек, из Пуэрто-Рико - 4,0 миллиона человек, с Кубы -1,5 миллиона человек, из Сальвадора - 1,4 миллиона человек, из Доминиканской Республики - 1,2 миллиона человек, из Гватемалы - 874,8 тысяч человек, из Колумбии - 801,4 тысяч человек; выходцы из Испании в переписи 2000 учитывались как Spaniard - 300 тысяч человек и Spanish - 2,2 миллиона человек.
Испанцы - первые европейцы, появившиеся на территории современных США (1513, Флорида) и основавшие здесь первое постоянное поселение (Сент-Августин, 1565). К 1783 году Испания владела половиной территории современных США. К середине 19 века в результате аннексии земель, принадлежавших Мексике и Испании, старинные испанские поселения в Калифорнии, Техасе, Флориде, Аризоне, Нью-Мексико, на юге Колорадо, в Вайоминге, Луизиане (в том числе поселения потомков выходцев с Канарских островов, или исленьо) вошли в состав США. После испано-американской войны 1898 в США (в Нью-Йорк и на Гавайские острова) началась массовая иммиграция пуэрториканцев (получили в США полные гражданские права), после Мексиканской революции 1910-17 - мексиканцев (во время Великой депрессии 1929-33 более полумиллиона мексиканцев, в том числе граждан США, депортировано в Мексику), после Кубинской революции 1956-59 - свыше 1 миллиона кубинцев (в основном в южную и центральную Флориду), в том числе в результате «мариельского исхода» 1980 - свыше 125 тысяч человек. В современных США основную массу иммигрантов составляют мексиканцы.
Реклама
Демографический рост среди испаноамериканцев в три раза превышает общенациональный; 60% испаноамериканцев моложе 30 лет. Около 49% испаноамериканцев живёт в Калифорнии и Техасе, наибольшая доля испаноамериканцев приходится на Нью-Мексико (43% от общей численности штата). Компактно населённые испаноамериканцами районы имеются в Нью-Йорке и других городах. Большинство (95,5%) говорит по-испански. Владеют английским языком 23% испаноязычных иммигрантов, 88% испаноамериканцев первого поколения и 94% испаноамериканцев второго поколения. В местах плотного расселения испаноамериканцев сформировались испаноамериканские диалекты английского языка, например техано в южном Техасе (на основе мексиканского испанского языка) и нуйорикан в Нью-Йорке (на основе пуэрториканского испанского языка); нуйорикан также испытал на себе влияние афроамериканских диалектов. Бытует смешанный англо-испанский язык (жаргон) спэнглиш (spanglish, espanglish, el Spanish broken, espanglés, pochismo), распространённый также в пограничных районах Мексики и в Панаме (его региональные вариации - техмекс в Техасе, кало в Аризоне и Нью-Мексико и др.; элементы лексики кало вошли в американский вариант английского языка через посредство чиканского движения 1960-70-х годах). Большинство (68%) испаноамериканцев - католики (они составляют треть всех католиков США), из них половина - харизматики (Церковь католического возрождения); 20% - протестанты, из них половина - сторонники возрожденчества различных толков; 8% - атеисты; 4% - прочие конфессии (2007, оценка).
Самый высокий уровень образования среди испаноамериканцев - у кубинцев, самый низкий - у мексиканцев. Испаноамериканцы занимают заметное положение на всех уровнях политической организации и среди всех политических движений США (кубинские и доминиканские американцы тяготеют к республиканцам, остальные группы в составе испаноамериканцев - к демократам). У испаноамериканцев есть свои частные телевизионные каналы («Univisión», «Теlemundo» и др.), радиостанции («La Que Buena» в Лос-Анджелесе, «WDDW» в Милуоки), газеты («El Nuevo Herald» в Майами) и журналы («Vida Latina»). В 1986 году создана Национальная коалиция испаноамериканских СМИ, в 1998 - Испаноамериканское общественное телевещание. Испаноамериканцы внесли важный вклад в американский спорт, музыку, театр, кино, литературу, поп-культуру. Популярность испаноамериканской музыки в США резко возросла после 1970-х годов (в том числе «латино поп» - мировое музыкальное направление, построенное на смеси сальсы, самбы, кумбии, нортеньо, меренге, техано, танго, фламенко, вальенато). В области рэпа и хип-хопа распространены мексиканские музыкальные жанры (техано, ранчеро, нортеньо и пр.), песенные стили (корридо) и типы ансамблей (марьячи). Испаноамериканский танец неразрывно связан с культурой клубов в «испанском Гарлеме» (Эль-Баррио) Нью-Йорка. В 1940-50-х годах центром испаноамериканской танцевальной культуры был бальный зал «Палладио» на Манхэттене и несколько клубов в Майами. С 1970 года в Нью-Йорке существует театр испаноамериканского танца «Балет Испанико». Повсеместно распространены испаноамериканские фольклорные танцевальные коллективы. Проникновение мексиканских театральных трупп в США (Лос-Анджелес и Сан-Франциско) началось в 1860-х годах. В их репертуар входили испанские мелодрамы и оперетты (сарсуэла), кубинские и мексиканские пьесы. Театральные постановки были неотъемлемой частью жизни испаноамериканских районов во всех крупных городах. К 1920-м годам испаноамериканские труппы давали представления в Нью-Йорке, Чикаго, Кливленде и Лос-Анджелесе; наибольшей известностью пользовались Театро-Кармен в Тусоне (Аризона) и Ла-Кампанья-де-Театро-Эспаньоль в Нью-Йорке. Великая депрессия и 2-я мировая война повлекли за собой угасание испаноамериканского театра, особенно на юго-западе и в средней части США. В послевоенные годы новые испаноамериканские театры открылись в Чикаго и Нью-Йорке, в 1965 - Эль-Театро-Кампесино в Калифорнии. Возникли школа испаноамериканской драматургии и театральные союзы (Испаноамериканская театральная инициатива в Лос-Анджелесе и др.). Испаноамериканцы оставили заметный след в американском немом кино (актрисы М. Гонсалес и Б. Мичелена, актёры А. Морено и П. де Кордова и др.). Среди современных испаноамериканских киноактёров - Р. Морено, Дж. Лопес, Э. Лонгория, К. Диас, А. Бандерас. Фестивали испаноамериканского кино ежегодно проходят в Майами, Орландо, Бостоне, Нью-Йорке, Альбукерке, Сан-Диего, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Существует передвижной Музей испаноамериканской кинематографии. Основные центры поддержки испаноамериканского традиционного и современного искусства - Ассоциация испаноамериканского искусства в Нью-Йорке, Национальная ассоциация испаноамериканского искусства и культуры в Сан-Антонио (Техас), Мусео-де-лас-Америкас в Денвере (Колорадо), Эль-Мусео-Латино в Омахе (Небраска), Музей испаноамериканского искусства в Помоне (Калифорния) и Латино-Артс в Милуоки. Современная испаноамериканская литература связана с чиканским политическим движением (смотри Мексиканоамериканцев литература). Как свидетельство влияния испаноамериканской культуры на американский литературный авангард и постмодернизм рассматривается творчество У. К. Уильямса (пуэрториканца по материнской линии).
В пище испаноамериканцев сохраняются как общеиспаноамериканские традиции, так и региональное разнообразие: домашнее приготовление и коллективные трапезы, большое значение бобовых и др. Сформировались смешанные кухни, приспособленные для американского потребителя, - флорибская (Флорида+Карибские острова) и «новолатинская» («нуэво-йорк»). Развивается общеамериканская сеть быстрого питания «Тако-Белл», торгующая стилизованной мексиканской едой.
Интеграция испаноамериканцев в американское общество связана с большими проблемами. Среди них высок уровень безработицы. Испаноамериканское сообщество отличается высокой криминогенностью: испаноамериканцы составляют 47% молодёжных бандитских групп в США, большинство которых сформировалось на основе земляческих союзов (так называемые пограничные братства - Hermanos de la Frontera). Действуют общие испаноамериканские криминальные альянсы: Великая раса (La Gran Raza) и Большая семья (La Gran Familia) на восточном побережье и в центральных штатах, также «южане» (Surenos) и «северяне» (Norteños) в Калифорнии и др. Во многих крупных городах (Лос-Анджелес, Сиэтл, Портленд, Чикаго и др.) отмечается острая конкуренция между испаноамериканскими и афроамериканскими преступными группировками. Все банды пользуются специальными граффити, сленгом, языком жестов и татуировками. Отличительными знаками членов мексиканоамериканских банд служат ожерелья из зелёно-красно-белых бус (цвет мексиканского флага) и рабочая одежда фирмы Dickies. В то же время остаётся нерешённой проблема создания легальных общенациональных организаций испаноамериканцев.
Лит.: Kanellos N. Hispanic theatre in the United States. Houston, 1984; idem. А history of Hispanic theatre in the United States: origins to 1940. Austin, 1990; Beardsley J. Hispanic art in the United States: thirty contemporary painters and sculptors. N. Y., 1987; Handbook of Hispanic cultures in the United States / Ed. N. Kanellos, С. Esteva-Fabregat. Houston; Madrid, 1993-1994. Vol. 1-4; Suro R. Remembering the American dream: Hispanic immigration and national policy. N.Y., 1994; idem. Strangers among us. N. Y., 1998-1999. [Vol. 1-2]; Cortina R. Hispanic American literature: an anthology. Lincolnwood, 1998; Herencia: an antology of Hispanic literature of the United States. Oxf.; N. Y., 2002; Hispanics and the future of America/Ed. М. Tienda, F. Mitchell. Wash., 2006.
Г. В. Дзибель.